Изложенное позволяет сделать следующий вывод: возлагать полномочия органов дознания на должностных лиц, не отнесенных законом к таковым, нельзя. Подобная логика может привести к тому, что полномочиями этих органов могут быть наделены руководители предприятий, учреждений, организаций, и таким образом низвести уголовный процесс до административного, а то и того хуже - до дисциплинарного.
Не совсем последовательной следует признать и позицию законодателя в вопросе определения предметных полномочий органов дознания. Дело в том, что исходя из сведений, содержащихся в заявлении или сообщении о преступлении, других источников не всегда можно сделать правильный вывод о том, по какой именно статье УК следует квалифицировать преступление, о котором стало известно. Это, однако, не означает, что орган дознания, получив сообщение о преступлении, по которому он не уполномочен решать вопрос о возбуждении уголовного дела и о производстве неотложных следственных действий, должен бездействовать. Особенно если речь идет о ситуации, когда промедление может повлечь человеческие жертвы, другие тяжкие последствия. Поэтому, чтобы искусственно не подводить органы дознания к нарушениям уголовно-процессуального закона, необходимо изложить ч.2 ст.157 УПК в редакции, отвечающей реалиям жизни.
Решение рассмотренной проблемы видится прежде всего во внесении следующих изменений и дополнений в УПК РФ.
1. Пункт 19 ст.5 УПК РФ изменить, изложив его примерно в следующей редакции: "Неотложные следственные действия - это следственные действия, предусмотренные Особенной частью настоящего Кодекса, осуществляемые органами дознания по возбужденному уголовному делу в целях установления лиц, причастных к совершению преступления, обнаружения и фиксации следов преступления, а также получения доказательств, собирание, закрепление и проверка которых не терпит отлагательства".
2. Части 1 и 2 ст.157 УПК РФ изменить, изложив в следующей редакции: "1) При обнаружении признаков преступления орган дознания возбуждает уголовное дело и, руководствуясь требованиями настоящего Кодекса, производит неотложные следственные действия в целях установления лиц, причастных к совершению преступления, обнаружения и фиксации следов преступления, а также получения доказательств, собирание, закрепление и проверка которых не терпит отлагательства.2) Неотложные следственные действия производят в пределах своей компетенции органы дознания, перечисленные в части 1 ст.40 настоящего Кодекса. В случае, если при выполнении неотложных следственных действий будут установлены признаки преступления, производство следственных действий по делам о которых относится к компетенции иных органов дознания, то об этом доводится до сведения начальника данного органа дознания, который до передачи уголовного дела прокурору должен обеспечить участие в их выполнении подчиненных ему оперативных работников".
Освобождение от уголовной ответственности за преступления
против свободы личности
Примечание к ст. 126 УК РФ относительно преступлений указанного рода в отечественном законодательстве впервые появилась с принятием в 1996 г. нового уголовного кодекса. Вместе с тем некоторые юристы уже при введении в действие нового УК высказывали суждение о том, что рассматриваемая новелла фактич ...
Правовое регулирование несчастных
случаев на производстве
Одной из наиболее сложных и противоречивых областей международного частного права является область конфликтов законов в связи с несчастными случаями на производстве. Критерии выбора законодательства по «увечным» делам весьма разнообразны и связаны с основными концепциями «увечных» дел: 1. Концепция ...
Сущность и юридическая природа понятия авторского права
Литературная, научная, художественная деятельность может быть избрана человеком в качестве основной профессии. Но существует самостоятельное творчество, которому люди посвящают время в часы досуга наряду с профессией иного рода, формы творческой деятельности могут быть разнообразны. Общественные от ...
Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.