Несомненно, главными представителями интересов, выражающихся в принятых законах, являются основные участники законодательного процесса: депутаты Государственной Думы, члены Совета Федерации, палаты Федерального Собрания, законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ, Президент и Правительство РФ. Необходимо также учитывать, что воздействие на законотворчество различных социальных сил, формально не являющихся участниками законодательного процесса, значительно шире, нежели это было раньше. Законодательная деятельность находится в эпицентре политических и социальных процессов, которые не могут быть в полном объеме урегулированы юридическими нормами, поскольку эти процессы сложнее и шире.
В качестве основного аргумента ученых и практиков, не признающих за разработкой законопроектов права являться стадией законодательного процесса, приводится отсутствие, по их мнению, правовой регламентации указанной деятельности. Вместе с тем анализ показывает наличие правового регулирования на стадии не только разработки законопроектов, но и их реализации.
Статья 105 Конституции РФ закрепила право Федерального Собрания самостоятельно принимать решения в рамках его конституционной компетенции - Государственная Дума принимает, и Совет Федерации одобряет федеральные законы. В Конституции РФ определены государственные органы и должностные лица, обладающие правом законодательной инициативы, а также стадии законодательной процедуры и порядок принятия решений на каждой из них. Регламенты палат Федерального Собрания, которые, к слову сказать, постоянно обновляются, позволяют еще более детально урегулировать определенные этапы законодательной деятельности.
Помимо этого следует отметить, что нормы, регламентирующие отдельные этапы законодательного процесса, содержатся в ряде федеральных законов, правовых актах Российской Федерации и ее субъектов. Так, порядок внесения, рассмотрения и принятия федерального закона о бюджете регламентируется БК РФ, порядок ратификации международных договоров - Федеральным законом от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации". В соответствии с п. 1 ст. 80 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" исполнение решений Конституционного Суда РФ, в резолютивной части которых указано на необходимость законодательного урегулирования вопросов применительно к федеральному законодательству, возложено на Правительство РФ.
Отдельные особенности законодательного процесса закреплены в уголовном законодательстве, законодательстве о техническом регулировании, об органах государственной власти субъектов РФ и др.
Положения, устанавливающие порядок подготовки (разработки) законопроектов, согласования планов законопроектных работ субъектов права законодательной инициативы, процедуры принятия коллегиальных решений о внесении законопроектов в Государственную Думу, а также порядок реализации законов и (или) мониторинга правоприменительной практики, содержатся в нормативных правовых актах Президента РФ, Правительства РФ и субъектов РФ.
Юридическая модель законодательного процесса дополняется и решениями Конституционного Суда РФ, который многократно обращался к толкованию спорных моментов.
Кроме того, необходимо учитывать, что законодательный процесс является непрерывным, поскольку социально-экономические, политические и иные процессы, нуждающиеся в регулировании, также развиваются непрерывно. В связи с этим нельзя рассматривать законодательный процесс только как техническую совокупность последовательных этапов, осуществляемых в отрыве от динамики общественных процессов.
Важно также понимать, что законодательный процесс является объективно обусловленным: социально-экономические, политические, духовные потребности общества диктуют необходимость иметь соответствующие социальным изменениям правовые нормы. Подобная точка зрения высказывалась С. Имре, по мнению которого "общество в определенный момент своего развития с неизбежностью приходит к необходимости посредством общего правила внести порядок и устойчивость в повторяющиеся общественные отношения.
Понятие, признаки и основание
юридической ответственности
Для правильного понимания юридической ответственности вообще и финансово-правовой, налогово-правовой ответственности в частности необходимо проанализировать соотношение понятий ответственности в философии и юриспруденции. Анализируя философскую литературу по данному вопросу, И.А. Галаган отмечает, ...
Объективный критерий выявления аффилированных лиц
Итак, в силу объективного критерия аффилированными лицами хозяйственного общества признаются физические и юридические лица, способные прямо и (или) косвенно (через иных физических и (или) юридических лиц) определять решения или оказывать влияние на их принятие хозяйственным обществом, а также юриди ...
Понятие и правовая характеристика
брачного договора в международном частном праве
Теме брачного договора в международном частном праве большое внимание уделяет Т.Ю. Селезнева. Вызывает интерес также монография Я И Функа "Брачный договор Имущественные отношения супругов, их участие в хозяйственных обществах и товариществах", в которой автор раскрывает проблемы данного п ...
Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.