Юриспруденция » Законодательный процесс в Российской Федерации

Законодательный процесс в Российской Федерации

Происходящие в нашей стране процессы реформирования и совершенствования правоотношений во многих сферах государственной, общественной, экономической жизни вызвали необходимость создания адекватного им законодательства.

В последние годы Президентом и Правительством Российской Федерации, депутатами Государственной Думы, членами Совета Федерации и иными субъектами права законодательной инициативы проделана огромная работа по законодательному обеспечению политического, экономического, социального развития Российской Федерации, завершению оформления ее государственного механизма.

Сегодня мы являемся свидетелями процесса дальнейшего совершенствования федерального законодательства, направленного на решение задач по развитию важнейших сфер жизнедеятельности общества, в частности обеспечения эффективного функционирования государственных институтов, модернизации систем пенсионного обеспечения, образования и здравоохранения, развития агропромышленного комплекса, создания рынка доступного жилья, повышения качества жизни и др.

Вместе с развитием законодательства Российской Федерации развивается и законодательный процесс, или "правила парламентской процедуры", т.е. порядок принятия законодательных актов. В связи с этим задача по дальнейшему совершенствованию законодательного процесса в целом и его отдельных элементов как необходимой основы для эффективного законотворчества остается актуальной.

Принятие в 1993г. новой Конституции РФ положило начало формированию современной законодательной базы, отражающей глубокие перемены, происходящие во всех сферах жизни государства и общества, в том числе в экономике и социальной сфере. Институциональные изменения, происходившие в российской экономике в конце ХХ в., проведение беспрецедентных по своим масштабам и содержанию реформ в сфере собственности, бюджетного, налогового, административного управления привели к принципиальным изменениям в законодательстве РФ. На протяжении исторически короткого времени возникли новые сферы правового регулирования, ранее отсутствовавшие в нашей стране. В первую очередь это касается различных аспектов экономических отношений.

Особенности становления современного законодательства в Российской Федерации нельзя рассматривать в отрыве от общего контекста социально-экономических реформ в стране. Как известно, в начале 90-х гг. ХХ в. отсутствовали законы, соответствующие новым экономическим реалиям. Кроме того, не все необходимые экономические институты были сформированы. Поэтому развитие и совершенствование правового регулирования в этой сфере происходило неравномерно.

В начальный период реформирования российской экономики политические решения нередко опережали принятие законов, в результате многие вопросы вынужденно регулировались указами Президента РФ и актами Правительства РФ. После принятия Конституции РФ наступил период активного развития новой законодательной базы, гармонизации, систематизации и кодификации нормативных правовых актов. В настоящее время особое значение имеет "тонкая настройка" действующего законодательства в соответствии с современными реалиями, устранение противоречий и пробелов в нормативно-правовом регулировании, обеспечение антикоррупционной устойчивости существующих и вновь принимаемых актов.

Правительство РФ играет значительную роль в законодательном обеспечении социально-экономического развития России, являясь, по сути, уникальным субъектом права законодательной инициативы, в компетенцию которого входят полномочия не только по разработке и внесению на рассмотрение Государственной Думы проектов федеральных законов, но и по реализации принятых законодательных актов и контролю за их исполнением.

Исследование правовых основ и сложившейся практики участия Правительства РФ в законодательном процессе, анализ положительного опыта организации и осуществления законопроектной деятельности Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти позволяют разработать конкретные рекомендации, направленные на совершенствование законодательного процесса в целом, а также его отдельных этапов и элементов.

Другое по теме:

Предмет и пределы прокурорского надзора за соблюдением законов при приеме, регистрации, проверке и разрешении заявлений и сообщений о преступлениях
Как отмечается историками, предмет прокурорского надзора начинает формироваться еще в XVIII веке. Позднее в предмет прокурорского надзора за органами, осуществляющими следствие (дознание еще не существовало) уже включается полномочия по проверке сообщения о преступлении. Вопрос о предмете надзора я ...

Многообразие теорий происхождения государства и права и его основные причины
Основные теории происхождения государства — теологическая патриархальная, договорная, насилия, органическая, материалистическая, психологическая, патримониальная и ирригационная — ставя во главу угла какой-либо один конкретный доминирующий способ возникновения государственности. В научной литератур ...

Классификация административно-правовых актов управления
Административно-правовые акты необходимо классифицировать по следующим основаниям: 1. По юридическим свойствам - нормативные, индивидуальные, общего значения, смешанного характера. Нормативные административно-правовые акты содержат в себе нормы права. Они принимаются с целью регулирования однотипны ...

Проблемы земельного права

Проблемы земельного права

Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.

Актуальное

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.lawereg.ru