Пути повышения эффективности правового регулирования в современных условиях следующие:
Совершенствование правотворчества. Необходимо создавать с помощью соответствующих юридических и информационно-психологических средств такое положение, когда соблюдение закона будет выгоднее его нарушения. Кроме того, важно усилить юридическую гарантированность правовых средств, действующих в механизме правового регулирования.
На взгляд некоторых специалистов, недостатком российской правотворческой системы является то, что право вносить законопроекты в Государственную Думу (нижнюю палату российского парламента) согласно Конституции Российской Федерации имеют многие институты и отдельные лица. Президент, Совет Федерации и его члены, депутаты Думы, федеральное правительство, различные региональные и местные институты и, наконец, Конституционный, Верховный и Высший арбитражный суды - все они обладают правом вносить законопроекты на рассмотрение парламента. В некоторых сферах деятельности, например в реформировании системы налогообложения, это уже привело к выдвижению чрезвычайно большого количества законопроектов. При таком положении дел трудно соблюсти единообразие законов, их соответствие друг другу.
Совершенствование правоприменения "дополняет" действенность нормативного регулирования, а значит и в целом механизм правового регулирования.
Акты правоприменения - наиболее гарантирующий элемент, который в нужный момент, подключаясь к нормативному регулированию, содействует своими силами процессу удовлетворению интересов. Соединение нормативного регулирования и правоприменения необходимо.
Если нормативная регламентация призвана обеспечить стабильность и необходимое единообразие в регулировании общественных отношений, ввести их в твердые рамки законности то правоприменение - учет конкретной обстановки, своеобразия каждой юридической ситуации.
Оптимальное сочетание разных управленческих подходов в одном механизме придает ему гибкость и универсальность, минимизирует сбои и остановки в его работе. "От правильного выбора правовых средств зависит, в конечном счете, достижение целей правового регулирования, а значит эффективность права в целом. Недооценка, неверный выбор юридических средств, приемов заложенных в нормативной основе правового регулирования, приводит к сбоям в реализации права и снижению правового эффекта". Для этого необходимо развитие юридических, политических и исторических наук, анализ опыта предыдущих лет, опыта других государств. Без специально подготовленных юристов не сможет функционировать правовая система - это знали еще в Древнем Риме. И для современной российской действительности эта проблема становится особенно актуальной. Только юрист, эрудированный, имеющий прочные правовые базовые знания, ориентированные на демократию, социально ориентированную рыночную экономику, на защиту прав и свобод человека, будет в состоянии продуктивно работать в современном мире.
Повышение уровня правовой культуры субъектов права, безусловно, повлияет на качество всего механизма правового регулирования, на управление законности и правопорядка. Для этого используются различные способы информационного воздействия на граждан. Нельзя не отметить, что очень эффективным оказывается воспитание в гражданах правовой образованности и культуры со школьных лет путем проведения различных мероприятий аи акций. Например, в Самаре ежегодно проводятся гражданские акции "Непоседа" для привлечения школьников к социальным правовым проблемам, повышения их осведомленности о праве, его защите, в частности, о методах борьбы с коррупцией.
Для субъектов предпринимательства, которым важно руководствоваться в своей деятельности актуальным законодательством, разработаны такие электронные информационно-справочные системы, как "Гарант", "Консультант +", действует информационная рассылка обновлений законодательства издательства "Бератор-Пресс".
В завершение работы на тему "Механизм правового регулирования и его элементы" можно сделать следующие выводы.
Без упорядоченной стройной системы правового регулирования с четко действующим механизмом нельзя представить современное государство и жизнь общества в нем. Ведь не только в наше время, но еще в глубокой древности правители и ученые, философы задумывались над тем, как сделать власть эффективной, посредством установления правовых норм, законодательного регулирования добиться развития и процветания государства. Правовая система и есть та оболочка, без которой жизнь общества рассыплется, превратится в анархию, хаос.
Элементы состава административного правонарушения
Объектом административного правонарушения являются те охраняемые правом, нормами отраслей права общественного отношения, на которые посягает правонарушение, правонарушитель. Объективная сторона заключается в действии или бездействии лица, запрещенном административным правом. Одним из элементов сост ...
Признаки состава преступления «незаконное
предпринимательство»
Обстоятельствами и признаками, отягчающих осуществление предпринимательской деятельности без регистрации, без лицензии или с нарушением условий лицензирования, согласно ч. 2 ст. 171 УК РФ является следующее: 1) совершение указанного деяния организованной группой, 2) получение от незаконной предприн ...
Формы и системы заработной платы
Формы оплаты труда – способы установления зависимости размера ЗП работника от затраченного им общественно необходимого труда с помощью совокупности показателей, отражающих результаты труда и фактически затраченное время. Существуют 2 формы оплаты труда – сдельная и повременная, которые подразделяют ...
Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.