Выражаться это может как в предписании каких-либо активных действий (например - срочная служба в Вооруженных Силах), так и в предписании не совершать каких-либо действий.
Применение позитивного необходимо тогда, когда закрепленные в праве правомочия одной из сторон не могут воплотиться в жизнь без ответных активных действий другой стороны. Устанавливается точное соответствие между такими правомочиями и позитивными обязанностями.
В отличие от правомочия, позитивное обязывание - это мера должного поведения. Неисполнение позитивной обязанности является правонарушением. В этом случае лицо, не исполнившее утвержденные законом действия в пользу своего контрсубъекта, принуждается государственными органами к их принудительному исполнению. Также к нему могут быть применены и дополнительные карательные меры в виде штрафов, конфискации, лишения свободы в соответствии с санкцией, упомянутой в норме права.
Нормами права нередко устанавливаются материальные или моральные (духовные) стимулы, которые призваны побуждать граждан использовать предоставленные им права либо добровольно исполнять возложенные на них законом обязанности. Нормами права закрепляется получение лицами, действующими правомерно, различных материальных и духовных благ. Это проявляется в:
1. Получении материальных и духовных благ, ради которых лицо вступало в конкретные правоотношения;
2. Дополнительных материальных вознаграждениях, премиях, доплатах, льготах;
3. Моральных стимулах - в виде почетных званий, государственных орденов и медалей, почетных грамот.
Здесь можно привести в пример то, как в нашем государстве была предпринята попытка "оживить" сельское хозяйство путем предоставления кредитов, а также освобождением на какой-то срок от налогов крестьянских (фермерских) хозяйств.
Санкция - также является очень действенным способом осуществить правовое регулирование. С помощью санкций государство побуждает своих граждан надлежащим образом исполнять возложенные на них юридические обязанности. Но мало просто установить меры наказаний за то или иное правонарушение, нужно еще сделать их знаемыми и общеизвестными. Любой потенциальный правонарушитель заранее знает либо должен знать, что ему грозит в случае, если он не исполнит свои обязанности, предусмотренные соответствующей нормой права, либо напротив, не воздержится от действий, запрещенных нормой. Поэтому государство, как правило, поощряет публикацию в средствах массовой информации о том, какие преступления были совершены, и как за них наказаны ответственные (провинившиеся) лица.
Установление санкций заранее необходимо также для справедливого вынесения решений при рассмотрении дел о правонарушениях в суде. Право определять степень ответственности и тяжести правонарушения, меру соответствующего ему наказания, предоставлено законодателям.
Тип правового регулирования - это преимущественно используемый в правовой системе того или иного государства юридический режим регулирования.
Соответственно складывающимся в различных государствах двум типам социального управления - командному (процветает административно-командная система, частная инициатива ограничена) и стимулирующему (признается преимущество частной инициативы, административное вмешательство ограничено) - выделяется два типа правового регулирования:
общедозволительный, который отправляется от принципа разрешено все, что не запрещено законом;
разрешительный, который отправляется от принципа запрещено все, за исключением того, что разрешено.
Соответствующие типы правового регулирования могут использоваться не только правовой системой государства в целом, но также избирательно внутри самой правовой системы. Государство может использовать в процессе правотворчества способы правового регулирования в разных сочетаниях. При этом современное демократическое государство в различных областях права использует, как правило, два принципа правового регулирования:
1. Признавать разрешенным всё, что прямо не запрещено законом;
2. Признавать запрещенным то, что прямо не разрешено законом.
Отношения, составляющие предмет частного права, регулируются в соответствии с первым принципом. В экономической, культурной и других сферах в современных демократических государствах обычно все наделены достаточно широкими правами и свободами. Свободное предпринимательство, свободная творческая деятельность, личная жизнь составляют основу гражданского общества и подвержены государственному регулированию в случае, если предоставляемая свобода потенциально угрожает неисполнением (ненадлежащим исполнением) правам и свободам других лиц (как правило, прежде всего - интересам, правам самого государства). Государство не регламентирует четко каждый шаг граждан и иных лиц в этой сфере, а просто устанавливает определенные запреты, в той мере, в какой правотворческие органы способны предвидеть потенциальные опасности. Здесь устанавливаются запреты, которых не должны нарушать субъекты правоотношений и общественных связей, регулируемых частным правом. А всё, что в этой сфере не запрещено, считается разрешенным и, соответственно, правомерным.
Особенности теории злоупотребления правом в исламских государствах
Мусульманская правовая форма неразрывно связана с религией, оказывающей до сих пор громадное воздействие на народные массы. Из всех современных мировых религий ислам, пожалуй, наиболее тесно соприкасается с политикой, государством и правом. Связующим звеном здесь и выступает мусульманское право. Пр ...
Организационная структура
государственного управления
Организационная структура государственного управления – это особое государственно-правовое явление, обусловленное общественно-политической природой, социально-функциональной ролью, целями и содержанием государственного управления в обществе. Она заключает в себе определенный состав, организацию и у ...
Ранжирование проблем МО и пути их преодоления
На фоне всех других ключевых видов деятельности экономики Челябинской области производство машин и оборудования, преодолев спад, увеличивает темпы роста производства. Подъем производства за I полугодие 2008 года фиксируется и стоимостными (объем отгрузки составил 127,1% к предыдущему периоду), так ...
Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.