Следующая за правотворчеством стадия правового регулирования - это стадия реализации установленных и действующих правовых норм в правоотношениях между гражданами и иными лицами. В теории это означает, что:
Граждане и иные лица активно используют свои права для достижения целей своих интересов и потребностей.
Обязанные участники правоотношений добросовестно исполняют возложенные на них обязательства.
Никто из субъектов не совершает действий (бездействий), запрещенных правом.
В результате этого в обществе устанавливаются порядки, которые государство (а точнее - его законодательные и исполнительные органы) считают желательными и необходимыми.
На стадии реализации права во взаимоотношении "право - правосознание" ведущую роль играет право.
Вообще, роль правосознания процессе правотворчества, его значения для правового регулирования в обществе трудно переоценить. Поэтому так важно с раннего возраста прививать личности критический и объективный подход к правотворчеству. С этой целью в системе нашего образования основы государства и права преподаются как в среднеобразовательных, так и в высших учебных заведениях.
Когда нормы права приняты, утверждены правотворческим органом, они приобретают массовое значение, то есть распространяют свое действие на ту группу лиц и общественных отношений, для которых были разработаны. Нормы публикуются и становятся знаемыми, а все так или иначе связанные с ними лица обязаны ознакомиться с этими нормами и руководствоваться ими в своей деятельности. Отсюда родилось выражение "Незнание законов не освобождает от ответственности". К примеру, если человек, занимающий должность бухгалтера в организации, не ознакомится вовремя с изменениями в налоговом законодательстве, это может повлечь за собой неправильное исчисление либо несвоевременную уплату налогов данной организацией, что, в свою очередь, приведет к штрафным санкциям и пеням. Процесс ознакомления с вновь принятыми нормативно-правовыми актами, их содержанием, значением и изменениями, которые они вносят в существующий порядок, равно, как и другими действующими правовыми актами, расширяет совокупность правовых знаний познающего субъекта. Вместе с тем происходит изменение системы ценностных правовых ориентаций личности.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом. Также: Федеральный закон №7-ФЗ "О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации" от 13.01.1995г. определяет гарантии свободы получения информации для каждого гражданина РФ. Ограничения устанавливаются только для таких видов информации, как: конфиденциальной, сведений, составляющих государственную тайну и тому подобной.
По мере того, как субъект приобретает информацию о новых правовых нормах, у него возникают по отношению к ним положительные или отрицательные оценки. По мере усвоения субъектом действующих норм права, им вырабатываются для себя решения: как следует действовать, поступать и вести себя в этих условиях: правомерно либо противоправно. Выбрав правомерный вариант поведения, участники правоотношений воплощают нормы права в реальных жизненных ситуациях и тем самым завершают процесс нормативно-правового регулирования, то есть желательный для государства вариант поведения, признанный необходимым и закрепленный нормой права, оказался реализованным в конкретных действиях и поступках.
В учебной и научной литературе этап реализации норм права нередко подразделяется на два:
1. Возникновение прав и обязанностей в конкретном правоотношении. Правоотношения представляют собой основное средство трансляции норм права в область прав и обязанностей, принадлежащих конкретным лицам. На основе действующих норм права и при наличии соответствующей жизненной ситуации у конкретных субъектов возникают права и обязанности, которые индивидуализируются в определенных отношениях.
2. Этап реализации прав и обязанностей участников конкретных правоотношений в реальной жизни. Его составляют юридически значимые действия и поступки, осуществляемые в соответствии с правами и обязанностями, в применении к конкретным правоотношениям. Воплощением общих законодательных норм в реальном поведении и действиях граждан и иных лиц завершается рассматриваемый нами процесс правового регулирования.
Социальные характеристики и правовое сознание
преступника
Социально-демографические данные личности преступника сами по себе некриминогенны. Но они связаны с условиями формирования личности и ее жизнедеятельности, с потребностями и мотивацией, с социальными ролями личности. Например, среди лиц, совершающих хищения, а также преступления в сфере обслуживани ...
Применение общих начал назначения наказания при совокупности преступлений
В соответствии со ст. 37 УК РСФСР и аналогично ст. 60 проекта Уголовного кодекса РФ, 1990 года, при назначении наказания суд учитывает характер и степень общественной опасности совершенного преступления, личность виновного и обстоятельства дела, смягчающие и отягчающие ответственность. Как видно из ...
Конкуренция как форма упорядоченного политического
конфликта
Политическая конкуренция – это сложная система социальных институтов, формальных неформальных установлений, этно-социальных и культурных традиций. Политическая конкуренция – это часть социального порядка, продукт человеческой деятельности, который не сводится к борьбе на выборах, а пронизывает всю ...
Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.