Право как система юридических норм влияет на общественную жизнь в основном двумя путями: через правовое воздействие и через правовое регулирование. Эти два пути в юридической литературе принято называть неюридическим и юридическим влиянием права на общественную жизнь.
Правовое воздействие представляет собой влияние права на сознание и поведение людей на основании самого факта наличия правовых требований. Такое воздействие называется неюридическим действием права. Речь идет о том, что принятие и наличие определенных законов влияет на людей, оказывает на них воспитательное воздействие. Здесь как раз и выявляется общесоциальная функция права: оно влияет на формирование культуры, закрепление определенных жизненных позиций и др.
В отличие от правового воздействия правовое регулирование представляет собой влияние на поведение людей с помощью определенных юридических средств. Совокупность этих средств образует механизм правового регулирования.
Правовое регулирование - это осуществляемое всей системой юридических средств воздействие государства и общества на общественные отношения в целях их упорядочения. Правовое регулирование есть специально-юридическое воздействие и связано оно с установлением конкретных прав и обязанностей субъектов, с прямыми предписаниями о должном и возможном, и осуществляется оно через правовые отношения. Правовое отношение - это возникающая на основе норм права общественная связь, участники которой имеют субъективные права и юридические обязанности, обеспеченные государством. Это центральное звено механизма правового регулирования, главный канал реализации права. Правоотношение в своей основной характеристике - это итог, результат действия, реализации нормы права, ее воплощения в поведении конкретных субъектов права. Правоотношение - это право в действии, в жизни, это превращение абстрактного правила поведения (нормы) в конкретное действие или бездействие конкретного индивида, или коллективных образований.
Правоотношение - это особая, юридическая связь участников различных социальных процессов, их сцепление в человеческое общество. Поэтому весь инструментарий правового регулирования, о котором речь шла выше (запреты, дозволения, управомочия), распределяется между участниками общественных отношений в соответствии с социальной ролью и местом этих участников в общественной жизни. Правомочия одних субъектов подкрепляются, обеспечиваются соответствующими обязанностями других субъектов. Иными словами, правомочия одних субъектов корреспондируют обязанности других. И именно нормы права в своем конкретном бытии сцепляют своих адресатов, своих субъектов в единые правовые отношения.
Правоотношения, как правило, имеют волевой, сознательный характер. Участники общественных отношений сами желают вступить в правоотношения (трудовые, семейно-брачные, имущественные и т.п.), хотят приобрести те или иные права и обязанности. Им это нужно для достижения своих целей, устойчивого обеспечения своей жизнедеятельности. Но и тогда, когда правоотношения возникают добровольно, по воле и желанию самих участников, все равно за их плечами поднимается грозный лик государства как надежного обеспечивающего начала. Это прежде всего возможность обратиться за защитой своих прав и законных интересов в суд. Это и возможность привести в действие весьма мощный, скрежещущий, неумолимый механизм государственного принуждения. Государство в правовых нормах устанавливает юридическую ответственность за нарушение прав, неисполнение обязанностей, которая и может наступить в случаях, когда субъект правоотношения будет признан в установленном порядке правонарушителем.
Однако многие правоотношения возникают и помимо воли и желания субъектов - событие порождает их (например, стихийные бедствия, смерть наследодателя и т.п.). И в этих случаях в правоотношении участвует государство как контролер, как гарант тех правомочий и обязанностей, которые распределены среди конкретных субъектов конкретных правоотношений.
Деятельность государства и общества по подготовке и принятию нормативно-правовых актов - это и есть правовое регулирование. В этой деятельности ведущая роль принадлежит государству в лице его законодательных и исполнительных органов, так как они разрабатывают и вводят в действие, наибольшую часть действующих в обществе норм права а также следят за их исполнением. Активную правотворческую деятельность осуществляет так же общество, в лице своих организаций, объединений и физических лиц. Так, например, население посредством референдума может принимать и принимает законы (данное право закреплено и гарантировано Конституцией). Нормативно-правовые акты издают также органы местного самоуправления в пределах своей компетенции. Наконец, на каждом предприятии, в организациях, должен быть разработан и принят устав.
Формы контроля за правительством Национального собрания
Франции
Парламент Франции состоит из двух палат Национального собрания и Сената. Французский парламент применяет почти все известные формы контроля за деятельностью правительства; исключение составляет интерпелляция. Хотя ст. 156 регламента Национального собрания упоминает о ней, однако это право парламент ...
Субъекты административной ответственности: понятие, виды
Субъектами административной ответственности могут быть физические лица, так и коллективные образования. Уголовной физические лица; вопрос о дисциплинарной ответственности органов и организаций является дискуссионным. Но его постановка обоснована, ибо предусматривается отставка органов исполнительно ...
Проведение госконтроля ООО "Ариан"
Общая характеристика предприятия. Адрес: Мурманск, ул. Лобова д. 44. Часы работы: круглосуточно. Общая занятость. 11 человек. Общая площадь. 59 м кв. За время прохождения мною практики на предприятии ООО "Ариан" проводилось мероприятие по контролю. Мероприятие по контролю проводилось на о ...
Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.