Конституционно-правовыми отношениями являются те общественные отношения, которые урегулированы нормами конституционного права. В качестве примера возьмем отношения между Правительством и Президентом РФ, которые регулируются многими нормами Конституции РФ. Одна из таких норм сформулирована в ст.117 Конституции: "Правительство РФ может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом РФ". Но наличие этой нормы еще не порождает никаких конкретных правоотношений. Не порождает никаких правоотношений наличие потенциальных субъектов этих отношений: Правительства и Президента РФ. Между данными субъектами, приведёнными в качестве примера, имеются по отношению друг к другу определённый спектр прав и обязанностей, набор этих самых прав и обязанностей и составляет основное содержание данных отношений.
Итак, определив, что означает понятие конституционно-правовые отношения, перейдём теперь непосредственно к самой характеристике данных отношений.
Конституционно-правовые отношения имеют всеобъемлющий характер, это значит, что в сферу действия регулирования данных отношений могут попадать не строго определённые или определённый вид отношений, а различные общественные отношения, возникающие в различных сферах общественного устройства. Например, конституционно - правовые отношения могут возникать в таких сферах жизнедеятельности общества как: сфера защиты прав и свобод личности, сфера основ государственной власти и принципов ёё функционирования. Проникновение конституционно-правовых отношений в различные сферы общественной жизни лишь подчёркивает уникальность и своеобразие данного вида отношений.
Для возникновения конституционно-правовых отношений (как и любых других правоотношений) необходим еще юридический факт, приводящий норму в действие.
Юридический факт - это событие или действие, которое влечёт за собой возникновение, изменение или прекращение правоотношения.
Таким юридическим фактом может быть действие одного из потенциальных субъектов. В качестве примера можно привести ситуацию, разобранную выше межу двумя субъектами президентом и правительством (в конкретном примере - это заявление Правительства об отставке). При этом действия могут быть как правомерными, т.е. соответствующими нормам права, так и неправомерными, т.е. такими, которые противоречат юридическим нормам.
Исходя из этого, Наряду с действиями, совершаемыми по воле субъектов правонарушения - государства, субъектов Федерации, государственных органов, общественных организаций, должностных лиц, отдельных граждан, юридическими фактами могут быть и события, под которыми понимаются такие обстоятельства, которые не зависят от воли и поступков субъектов данного конкретного правоотношения (стихийное бедствие, война, рождение и т.п.). Например, факт достижения 18-летнего возраста в период избирательной кампании дает право конкретному молодому человеку быть внесенным в список избирателей и обязывает избирательную комиссию внести его в этот список.
Исходя из всего выше сказанного, можно сформулировать и представить общую структуру конституционно-правового отношения.
Итак, данная структура включает в себя три основных элемента, на этих элементах базируются конституционно-правовые отношения:
1) субъекты (число которых не может быть менее двух);
2) содержание (то на чём основываются данные отношения);
3) объект (то по поводу чего возникают данные отношения).
Разберём данную структуру на конкретном примере. Возьмём в качестве примера ст.2 Конституции, в которой говорится, что "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства". Итак, в данной статье чётко видны субъекты конституционных-правоотношений, это государство и человек. Также понятно содержание данных правоотношений, т.е. понятно то на чём основываются данные правоотношения, это наличие конкретных прав и обязанностей между ними, а именно это выражается в следующем, признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Также понятен и объект данных конституционных правоотношений, а именно права и свободы человека и гражданина, т.е. то по поводу чего возникают данные отношения.
Анализ структуры городского хозяйства муниципалитета
Муниципальный сектор экономики отличается от частного, прежде всего тем, что преследует не цели индивидуального обогащения и личной прибыли, а цели общественно-полезные. Основной задачей муниципального сектора является достижение наивысшего уровня муниципального благоустройства и социального благос ...
Подходы
к формированию муниципальной собственности
Как показывает исторический опыт разных стран, во-первых, муниципальная собственность возникает по-разному, во-вторых, в различные периоды проявляются тенденции противоположного характера – либо к усилению, либо к сокращению муниципального сектора экономики. Эти изменения в соотношении секторов про ...
Цена и особенности оплаты товара
По общему правилу, цена в договоре купли-продажи устанавливается как стоимость единицы товара. Однако возможно ее определение и в зависимости от веса (например, 200 руб. за кг.). В этом случае необходимо исходить из веса нетто, т.е. так называемого чистого веса товара (без учета веса тары, упаковки ...
Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.