Сообщения о преступлениях могут быть выражены в различных формах: устные и письменные заявления; явки с повинной, сделанные как в письменном, так и в устном виде; сообщения о совершенном или готовящемся преступлении, полученные из других источников. Письменные заявления подписываются заявителем. Устные заявления заносятся в протокол, который подписывается лицом, принявшим заявление и заявителем. Если устное сообщение о преступлении сделано при производстве следственного действия или в ходе судебного разбирательства, то оно заносится соответственно в протокол следственного действия или судебного разбирательства. Заявитель предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложный донос. Устное заявление о явке с повинной – добровольное сообщение лица о совершенном им преступлении – заносится в протокол в описанном выше порядке. Сообщения, полученные из иных источников информации, принимаются лицом, получившим данное сообщение, о чем составляется рапорт об обнаружении признаков преступления. Анонимные заявления о преступлении не являются поводом для возбуждения уголовного дела. Анонимные письма и заявления о преступлениях направляются прокурором в другие правоохранительные органы в зависимости от содержания обращений.
Сообщение о преступлении должно отвечать требованию проверяемости, т.е. в нем необходимой принадлежностью является указание на источник содержащейся в нем информации. Как правило, поступающие в правоохранительные органы сообщения о преступления, нуждаются в проверке – это сам по себе сложный и ответственный этап в их деятельности. Проверка должна проводиться в сжатые сроки с точным выдерживанием установленных законом параметров.
Под отказом в приеме сообщения о преступлении не следует понимать бездействие органа дознания, следователя и прокурора при поступлении сообщения о преступлении. Анализ норм УПК позволяет сделать вывод о том, что отказ в принятии сообщения о преступлении - самостоятельное процессуальное решение.
Прокурор должен следить за тем, чтобы не было отказов в принятии сообщений о преступлениях. При проверке необходимо обращать внимание на то, чтобы лицо, имеющее право осуществлять прием сообщения о преступлении, выдавало заявителю документ о принятии сообщения о преступлении с указанием данных о лице, его принявшем, а также даты и времени его принятия.
Генеральный прокурор, придавая большое значение этому участку надзорной деятельности, требует от подчиненных ему прокуроров, своевременной проверки всех находящихся на рассмотрении заявлений и сообщений о преступлениях, пресечения случаев проведения не вызванных необходимостью проверочных действий.
Прокурор должен также следить за тем, чтобы решения по сообщениям о преступлениях принимались в трехдневный срок, в случаях его продления руководителем следственного органа, начальником органа дознания – в десятидневный, а в исключительных случаях при продлении руководителем следственного органа, прокурором – в срок 30 суток.
Вся деятельность прокурора по надзору за соблюдением законов при приеме, регистрации, проверке и разрешении заявлений и сообщений о преступлениях отражается в соответствующих материалах, а также приобщаются принятые им решения.
Правовая основа указанных видов деятельности: Конституция РФ, федеральные законы, нормативные акты федерального уровня, регулирующие вопросы наиболее общего характера, ведомственные нормативные акты, определяющие тактику и методику, порядок реализации законодательства в условиях конкретных ситуаций и др. Основными являются УПК РФ и акты, издаваемые Генеральный прокурором РФ.
Исходя из вышеизложенного, полагаем, можно сделать вывод о том, что сущность, цели и задачи прокурорского надзора за соблюдением законов при приеме, регистрации, проверке и разрешении заявлений и сообщений о преступлениях характеризуются следующими моментами:
- во-первых, они находятся в неразрывной связи с предметом и пределами надзора;
- во-вторых, на них базируется вся деятельность прокурора в указанной сфере:
- в-третьих, они позволяют понять, что являет собой изучаемое направление деятельности прокуратуры.
И, наконец, не имея представления о сущности надзора, его целях, задачах, невозможно дать исчерпывающую характеристику предмету надзора, его пределам, полномочиям прокурора и другим аспектам, входящим в предмет данного исследования.
Влияние миграции на рынок труда Челябинска
Под миграцией понимается любая мобильность, любое перемещение человека в пространстве. Под миграцией рабочей силы понимается процесс перемещения трудовых ресурсов с целью трудоустройства на более выгодных условиях, чем в стране происхождения или регионе, определяющихся соотношением спроса и предлож ...
Правительство РФ – высший орган исполнительной
власти
Правительство РФ является конституционным органом, который возглавляет ветвь исполнительной власти Российской Федерации как органической составной части единой государственной власти. Содержание ст. 11 и 110 и ряда других статей Конституции РФ позволяет сделать однозначный вывод, что Правительство ...
Лицензирование предпринимательской деятельности
В российском праве понятие «лицензирование предпринимательской деятельности» едва ли не впервые появилось 2 декабря 1990 г., когда были приняты Законы РСФСР «О банках и банковской деятельности» и «О Центральном банке РСФСР (Банке России)». Несколько позже (25 декабря) общая норма, предусматривающая ...
Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.