Реализация идеи транспарентности судебной власти требует не отдельных мер и «точечных ударов», а комплексного подхода к решению проблемы. Транспарентность судебной власти, в том числе цивилистического судебного процесса, должна обеспечиваться системой средств, составляющих обеспечительный механизм. Именно посредством механизма обеспечения транспарентности эта политико-правовая идея может быть воплощена в жизнь.
Что понимать под механизмом обеспечения транспарентности?
В обще лексическом смысле «механизм» обозначает систему, устройство, определяющие порядок какого-либо вида деятельности, а также последовательность состояний, процессов, составляющих какое-нибудь действие или явление. Употребление понятия «механизм» в этом смысле применительно к правовой действительности позволяет характеризовать различные юридические механизмы (механизм правового регулирования, механизм реализации норм права и пр.) в инструментальном (статическом) и в функциональном (динамическом) аспектах.
Попытаемся раскрыть функциональный (динамический) аспект механизма обеспечения транспарентности через его соотношение с механизмом правового регулирования. Для выполнения этой задачи необходимо обратиться к понятию механизма правового регулирования.
В теории права механизмом правового регулирования называют систему юридических средств, при помощи которых осуществляется правовое регулирование. Под правовым регулированием, в свою очередь, понимается целенаправленное воздействие на поведение людей и общественные отношения с помощью правовых (юридических) средств. Не является правовым регулированием воздействие, осуществляемое неюридическими средствами
Правовое регулирование в динамике раскрывается как длящийся во времени стадийный процесс: первая стадия - создание норм позитивного права; вторая стадия - индивидуализация и конкретизация прав и обязанностей посредством правоотношения, возникшего на основании норм позитивного права и предусмотренных ими юридических фактов (или фактического состава); третья стадия - реализация субъектами правоотношений их прав и обязанностей; четвертая (факультативная) стадия - применение права.
На стадии нормотворчества транспарентность как идея правосознания объективируется в различных юридических формах: прежде всего в правовых принципах, которые не существуют обособленно от норм различных правовых институтов, но оказывают влияние на последние. Здесь идея транспарентности приобретает свойства юридического долженствования. Таким образом, транспарентность судебной власти, в частности цивилистического судебного процесса, обеспечивается в первую очередь посредством правового регулирования.
Однако институционально механизм обеспечения транспарентности не сводится к одним лишь нормам позитивного права.
Разумеется, в широком смысле все средства механизма обеспечения транспарентности (не только правовые, но и неправовые) охватываются процессом правового регулирования, так как последний включает и правовое нормирование, и реализацию правовых норм в правоотношениях как процессуального, так и непроцессуального характера. По крайней мере это происходит постольку, поскольку средства механизма обеспечения транспарентности судебной власти лежат в пределах сфер социальной действительности, способных быть урегулированными правом. Но решающим критерием отнесения средств к разряду правовых выступает не сам факт юридического нормирования, а способ воздействия средства на объект. Так, деятельность по материально-техническому обеспечению судов, несмотря на урегулированность ее нормами права, вряд ли можно отнести к правовым средствам ввиду того, что обеспечительный эффект достигается не за счет правовой регламентации этой деятельности, а через саму деятельность, т.е. акты реализации права, направленные на создание материально-технической базы, необходимой для эффективного отправления правосудия: совершение сделок по приобретению технических средств (оборудование для проведения видеоконференцсвязи), по оказанию услуг (разработка официальных сайтов судов в сети Интернет и т.д.).
Понятие и историческое развитие института прав и свобод личности
Институт прав и свобод человека и гражданина является основой конституционализма во всяком государстве, декларирующем себя правовым. Идея о том, что люди от рождения свободны и равноправны, что им в силу рождения принадлежит ряд неотчуждаемых прав, легла в основу первых конституционных актов, прини ...
Понятие и признаки государственного органа
Деятельность любого государства реализуется через систему его государственных органов. Для государственного органа характерны следующие признаки: 1) порядок создания и деятельности государственного органа, его компетенция, внутренняя организация закрепляются государством в правовых нормах; 2) госуд ...
Нравственные нормы поведения судьи во время судебного заседания
Нравственные требования, предъявляемые к поведению судьи, выражены в Законе РФ "О статусе судей в Российской Федерации", где сказано, что "судья при исполнении своих полномочий, а также во внеслужебных отношениях должен избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, ...
Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.