Политическая конкуренция – это сложная система социальных институтов, формальных неформальных установлений, этно-социальных и культурных традиций. Политическая конкуренция – это часть социального порядка, продукт человеческой деятельности, который не сводится к борьбе на выборах, а пронизывает всю политическую жизнь. Специфика политической конкуренции определяется прежде всего природой политики как особой сферы жизни общества.
Политика – это в первую очередь отношения власти. А если есть власть, дающая огромные права тем, кто ее осуществляет, то неизбежно возникает борьба за право участвовать в осуществлении этой власти. Эта борьба может обретать различные виды и формы, она может быть неявной и открытой, ведущейся в рамках закона и насильственной, в ней могут участвовать небольшие группы, а могут вовлекаться и массы. Эта особенность политики позволяет говорить о ней как о сфере конкуренции и даже конфликтов между различными социальными и политическими силами в борьбе за влияние, за власть.
Политическая конкуренция предполагает «возможность того, что правитель может быть конституционно смещен со своего поста в ходе свободных выборов», равно как и демократию, как «институциональное приспособлении для принятия политических решений, при котором индивиды получают возможность влиять на власть, используя в качестве инструмента соперничество политических сил в погоне за голосами граждан»
Достижение поставленных целей неизбежно будет сопровождаться изменением соотношения сил на политической арене, получением определенных преимуществ одними политическими авторами и утратой позиций другими. Так, укрепление авторитета действующего президента всегда будет проходить на фоне ослабления влияния оппозиции, принятие из двух законопроектов того, который предложен и подготовлен депутатами Государственной Думы, а не Правительством, будет свидетельствовать об ослаблении позиций последнего, победа одного кандидата на выборах означает поражение всех остальных и т.д.
Смысл и содержание политической конкуренции заключается в борьбе за влияние на массы, на определенные социальные слои и группы. Достижение политических целей в демократическом обществе зависит исключительно от умения политической партии, ее лидера развернуть в свою пользу общественное мнение, убедить людей в правоте своих устремлений и действий. Только привлекая на свою сторону избирателей, можно добиться избрания на государственный пост, только изменяя мнения, убеждения людей, можно обеспечить повышение авторитета действующего государственного деятеля, только влияя на депутатов и на общественное мнение, можно побудить их проголосовать за нужные поправки к закону.
Партии, выражающие интересы отдельных общественных групп и государство, политически персонифицирующие общество в целом, образуют единую политическую систему как среду, благодаря которой увеличивается или снижается вероятность политического насилия, оказываемого группами в отношениях друг к другу и к государству. Индикатором таких политических возможностей групп выступает политическая конкуренция, которая, определяя меру организованности общества, непосредственно влияет на возникновение в ходе модернизации единой политической системы.
Политическая конкуренция – важная составная часть предвыборной борьбы. Именно условиях соперничества партий появляется конструктивная общая платформа, выявляются наиболее достойные кандидаты в депутаты, формируется депутатский корпус парламента. Политическое противостояние партий всегда представляло собой серьезный экзамен для общества и граждан на культуру, знания, эрудицию, кругозор, толерантность. И чем сильнее политические амбиции, тем выше должна быть ответственность каждой партии за свои действия и поступки. Современные международные избирательные стандарты фиксируют определенный набор правил поведения кандидата в депутаты, регулирующих его взаимоотношения с избирателями и другими кандидатами. Так, в требованиях Бюро по демократическим институтам и правам человека Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) говорится, что «кандидаты могут принять кодекс поведения для обеспечения выборов, неприменения каких-либо форм насилия и недостойной агитации».
Политическая конкуренция нужна для развития плюралистической демократии. В качестве гипотезы можно было бы предположить, что политическая конкуренция дает гражданам свободу маневра при реакциях на запросы политической системы или позволяет им самим формировать эти запросы.
Формы участия населения в решении вопросов местного значения
Формы осуществления населением местного самоуправления, содержащиеся в главе V Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ, можно разделить на формы непосредственного осуществления населением местного самоуправл ...
Понятие предпринимательской деятельности
Изучая историю развития законодательства о предпринимательстве в России, можно проследить не только, как происходило регулирование экономики России на протяжении столетий, но и как формировались и развивались правовые и нравственные традиции предпринимательства. В литературе, посвященной истории пр ...
Ограничение по военной службе
Ограничение по военной службе является новым видом наказания, не известным прежнему уголовному законодательству РФ. Сущность данного вида наказания заключается в том, что оно назначается осужденным военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в случаях, предусмотренных соответствующими ст ...
Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.