В постановлении Пленума Верховного Суда РСФСР от 23 марта 1971 года "0 практике назначения судами РСФСР дополнительных мер наказаний" подчеркивается, что эти меры, назначенные в соответствии с требованиями закона, имеют важное значение в предупреждении новых преступлений . Выполнение этих требований приобретает особое значение в случае совершения лицом нескольких преступлений, когда назначение дополнительных наказаний является одним из средств индивидуализации ответственности.
Однако, как "оказывают результаты нашего исследования, суди не всегда учитывают повышенную общественную опасность совокупности преступлений и но во всех случаях назначают виновным дополнительные наказания. Так, по изученным нами делам в отношении 400 осужденных, 224 лица осуждено по закону, предусматривающему возможность назначения дополнительных наказаний. Однако такие наказания назначены лишь 87-й лицам, что составляет 33%.
Нередко при этом суды допускают ошибки. Например, по данным моего обобщения ошибочные решения встречались по 7% дел. Как правило, характер ошибок заключается в том, что дополнительные наказания назначаются лишь по совокупности преступлений, а не за отдельные преступления, входящие в совокупность, а затем по их совокупности.
Названные ошибки имеют довольно распространенный характер, на что неоднократно обращал внимание Верховный Суд РСФСР, например: в постановлениях Пленума от 23 апреля 1985 года "О применении судами РСФСР законодательства, регламентирующего назначение мер уголовного наказания"; от 20 декабря 1988 года "0 ходе выполнения судами Российской Федерации постановлений Пленума Верховного Суда СССР и Пленума Верховного Суда РСФСР о практике назначения дополнительных наказаний "; в ряде обзоров судебной практики ; при разрешении конкретных дел , т.п.
Устойчивость ошибок, на наш взгляд, объясняется тем, что уголовный закон не предусматривает особого порядка назначения дополнительных наказаний по совокупности преступлений, а содержащаяся в ч.2 ст.40 УК РСФСР норма, недостаточно конкретна. Так, в ней говорится о том, что к основному наказанию может быть присоединено любое из дополнительных наказаний, предусмотренных статьями Особенной части настоящего Кодекса, устанавливающими ответственность за те преступления, в совершении которых лицо было признано виновным. Аналогичное правило содержится в проектах уголовного законодательства.
Представляется, что такая редакция закона оставляет открытыми, по крайней мере, три вопроса, по которым требуются специальные разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации. Первый вопрос заключается в том, каким образом следует присоединять дополнительное наказание: лишь по совокупности преступлений, либо предварительно за отдельное преступление, входящее в совокупность ?
В юридической литературе на этот вопрос можно встретить два ответа. Например, Б.А.Куринов полагает, что дополнительные наказания могут быть назначены по совокупности как тогда, когда они назначались отдельно за какое-либо преступление, так и тогда, когда они предусмотрены в соответствующих санкциях, но отдельно за преступления не назначались. Аналогичную точку зрения, но применительно к совокупности преступлений при разновременном осуждении (ч.З ст.40 УК РСФСР), высказал А.С.Никифоров .
Другие авторы, наоборот, считают недопустимым назначение дополнительных наказаний по совокупности преступлений, если они не были назначены за отдельные преступления, входящие в совокупность. В противном случае, как полагают, например, И.М.Гальперин и Ю.Б.Мельникова, приговор подлежит отмене вследствие нарушения закона при назначении наказания.
По нашему мнению, вторая точка зрения является более обоснованной: она соответствует не только сложившейся судебной практике, но и принципам индивидуализации и справедливости наказания, особенно в случаях, когда вышестоящими судебными инстанциями приговор по одному из обвинений отменяется, а дело производством прекращается. В связи с этим, порядок назначения дополнительных наказаний предварительно за каждое преступление и лишь затем по их совокупности должен быть предусмотрен не в судебных разъяснениях, а в самом законе. Вместо с тем, нельзя согласиться с предложением, согласно которого назначение дополнительных наказаний только по совокупности преступлений должно во всех случаях влечь отмену приговора. Хотя в постановлении Пленума Верховного Суда СССР от 29 августа 1980 года " 0 практике назначения судами дополнительных наказаний" и говорится о том, что назначение дополнительного наказания только по совокупности преступлений следует рассматривать как неправильное применение уголовного закона и может служить основанием для отмены приговора , однако при анализе судебной практики Верховных Судов СССР и РФ по конкретным делам таких фактов нами не выявлено и в этом каждый раз нет необходимости. Законно и обоснованно назначенное основное наказание по совокупности преступлений, в ряде случаев может быть вполне достаточным для исправления виновного без применения дополнительного наказания. Именно поэтому вышестоящие судебные инстанции чаще всего исключают из приговора решение суда о назначении дополнительного наказания лишь по совокупности преступлений.
Сравнительная характеристика суда присяжных Российской
Империи и суда присяжных Российской Федерации
Условия деятельности суда присяжных в императорской России и в Российской Федерации несопоставимы. Например, вопрос об участии женщин в суде присяжных в ходе подготовки судебной реформы 1864 года даже не обсуждался. Этот вопрос возник только в 1917 году перед Временным правительством, но и тогда не ...
В какой момент переходит доля в праве общей собственности к новому
приобретателю по договору
Право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором. В случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не ...
Общая характеристика принципов государственного механизма
Рассмотрев в предыдущих вопросах курсовой работы понятие и структуру механизма государства, я предлагаю в данной главе уделить внимание принципам их деятельности на примере структурных элементов механизма государства Республики Беларусь. Продвигаясь по пути социального прогресса, человеческое общес ...
Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.