В этой связи представляется обоснованной рекомендация Верховного Суда СССР в постановлении Пленума от 31 июля 1981 года, согласно которой полное или частичное сложение наказаний при совокупности преступлений может быть применено в случаях назначения как однородных, так и различных видов наказаний за отдельные преступления. При этом, если законодательство не предусматривает возможность замены различных видов наказания и суд не найдет оснований для поглощения одного наказания другим, они исполняются самостоятельно. Что же касается разнообразия мнений в теории и судебной практике, то в целях его устранения, необходимо предусмотреть в уголовном законе специальную норму о правилах сложения разнородных наказания, распространив ее действие на оба вида совокупности: преступлений и приговоров, например, как это предлагалось в проектах Основ, 1991 года, Нового УК, 1992 года и предлагается в ст. 71 УК РФ, 1995 года.
Третьим наиболее спорным в последние годы является вопрос о размере окончательного наказания по совокупности преступлений. Действующее уголовное законодательство в ст. 40 УК РСФСР ограничивает этот размер пределами санкции нормы, предусматривающей более строгое наказание. Аналогично этот вопрос решался в проекте Нового УК. В ст. 60 проекта УК РФ, 1992 года, при назначении совокупного наказания предусмотрены лишь принципы частичного либо полного сложения наказаний в пределах максимального срока, установленного для данного вида наказания. При этом, в зависимости от характера входящих в совокупность преступлений, в одних случаях максимальный размер окончательного наказания ограничивается 15-ю годами, в других - 25-ю годами лишения свободы. Несколько сложнее порядок назначения наказания по совокупности преступлений предусмотрен в проектах Уголовного уложения РФ и последнего Уголовного кодекса РФ, 1995 года, о чем будет сказано далее.
Нот единства в решении этих вопросов в теории уголовного права. Так, одни авторы отстаивают правила, названные в ст. 40 УК РСФСР и проекте Нового УК . Не мнению других, ограничение возможности назначения наказания по совокупности преступлений пределами санкции статьи, предусматривающей более строгое наказание, в ряде случаев не позволяет назначить осужденному наказание в соответствии со степенью его вины и опасностью содеянного. В связи с этим, в разное время, например, М.Д. Шаргородский, М.И. Бажанов, Ю.А. Красиков, Ю.Н. Юшков и другие ученые предлагали ограничить предел совокупного наказания максимальным сроком, установленным для данного вида наказания . Несколько иначе эту проблему решает А.С. Никифоров. По его мнению, необходимо установить правило, согласно которому при назначении наказания по совокупности преступлений суд мог бы выходить и за пределы максимального срока, установленного для данного вида наказания .
Мы полагаем, что с такими предложениями согласиться нельзя. Во-первых, установление такого порядка назначения наказания, в соответствии с которым суду предоставлялось бы право выходить за предел, установленный статьей закона, предусматривающей более строгое наказание, и тем более за продел максимального его срока, означало бы возврат к неоправдавшей себя на практике карательной политике прошлых лет, выражавшейся в применении чрезмерно длительных сроков лишения свободы. Во-вторых, установление такого порядка назначения наказания фактически уравнивало бы ответственность при совокупности преступлений и совокупности приговоров, несмотря на значительно большую общественную опасность последней совокупности. В-третьих, как показывает анализ судебной практики, из каких бы деяний ни состояла совокупность преступлений, суд всегда имеет возможность назначить наказание, в полной мере отвечающее характеру и степени общественной опасности содеянного, не выходя за пределы санкции закона, предусматривающей более строгое наказание.
Данные нашего исследования подтверждают этот вывод. Например, при осуждении за несколько преступлений суды чаще назначают лишение свободы. Так, если в общей структуре судимости в 1990-1994 годах судами Новгородской области лишение свободы назначалось в среднем 40,2% осужденным, то в структуре судимости за совершение нескольких преступлений - 79,6%. При этом, из 337 осужденных к лишению свободы такое наказание в максимальном размере, предусмотренном санкцией закона за наиболее тяжкое преступление, было назначено лишь 23 лицам, то есть, 7,2% осужденным.
Наконец, в-четвертых, выход за проделы санкции более строгого наказания при совокупности преступлений вызвал бы отдельные противоречия в правоприменительной деятельности. Напомним, что совокупность преступлений подразделяется на учтенную и неучтенную в нормах закона. Отсюда следует вопрос: было бы справедливо, с социальной и правовой точек зрения, лицу, совершившему, например, множество краж чужого имущества, или актов злостного хулиганства, или иных тождественных деяний назначать наказание лишь в пределах санкции соответствующей нормы закона, а лицу, совершившему такое же количество разных преступлений, безотносительно к степени их тяжести, - в пределах максимального срока для конкретного вида наказания либо за его пределами? Очевидно нет. .Иначе это породило бы дискуссию противоположного характера.
Права несовершеннолетних детей
К личным (неимущественным) правам несовершеннолетних детей относятся: право жить и воспитываться в семье; право на общение с родителями и другими родственниками; право на защиту; право выражать свое мнение; право на имя; отчество и фамилию. Право ребенка жить и воспитываться в семье – одно из самых ...
Последующее государственно-правовое развитие Германии
Конституция ФРГ. В 1949 г. с разрешения западных оккупационных властей три западные зоны соединились в единое государство под названием Федеративной Республики Германии. Новое государство получило утвержденную оккупационными властями новую Конституцию, названную Боннской по столичному городу Западн ...
Классификация функций государства
Классификация функций государства имеет особое значение, т.к. она служит не только средством систематизации, но и предпосылкой научного анализа изучаемого объекта. До настоящего времени в юридической литературе вопрос о классификации функций государства остается дискуссионным. В основу классификаци ...
Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.