Уголовное законодательство помимо общих начал содержит специальные правила назначения наказания за совершение нескольких преступлений. Эти правила регламентируют порядок назначения наказания за два вида совокупности: при одновременном и разновременном осуждении за два и более преступления. Процесс назначения наказания за каждую совокупность имеет свои особенности, а поэтому подлежит рассмотрению самостоятельно.
А. Назначение наказания согласно ч.1 ст.40 УК РСФСР. Наиболее распространенной в судебной практике является совокупность двух и более преступлений, когда дело о них рассматривается одновременно. В этих случаях в соответствии с ч.1 ст.40 УК РСФСР суд назначает наказание отдельно за каждое преступление, а затем определяет окончательное наказание по их совокупности путем поглощения менее строго наказания более строгим либо путем полного или частичного сложения назначенных наказаний в пределах, установленных статьей, предусматривающей более строгое наказание.
Как видно из этой нормы, назначение наказания при такой совокупности преступлений состоит из двух стадий:
1) назначения наказания отдельно за каждое преступление, входящее в совокупность, и
2) определения окончательного наказания по совокупности преступлений. Обе стадии можно назвать самостоятельными, поскольку в каждой из них решается своеобразный круг вопросов.
Так, в первой стадии суд, назначая наказание за каждое преступление отдельно, руководствуется при этом общими началами, учитывая характер и степень общественной опасности каждого преступления в отдельности, личность виновного, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность и иные обстоятельства совершенных преступлений.
В ряде случаев эти требования закона но соблюдаются. Как показывают результаты нашего исследования, суды не всегда в полной море учитывают характер и степень общественной опасности каждого преступления, входящего в совокупность, в результате чего ответственность за них не дифференцируется и порой создается видимость Формального подхода к назначению наказания.
Характерным является дело в отношении С. Он признан виновным в том, что, находясь в состоянии опьянения, из-за ревности учинил ссору со своей женой, угрожал ей охотничьим ружьем, а когда проходивший мимо К. пытался пресечь его действия, стал производить в него выстрелы, причинив легкие телесные повреждения. Через некоторое время при задержании работниками милиции С. оказал сопротивление, высказывал угрозы расправой. Осуждая его по ст.206 ч.З и 191-1 ч.2 УК РСФСР народный суд назначил за каждое преступление одинаковое наказание - по три года лишения свободы . Нет необходимости доказывать о существенном различила характере и степени общественной опасности совершенных деяний и в связи с этим важности дифференцированного подхода к назначению наказания за каждое преступление.
Вопросы назначения наказания в этой стадии неоднозначно решаются в теории уголовного права. Так, одни авторы полагают, что наказание должно назначаться не за каждое преступление, а с учетом всей преступной деятельности виновного, поскольку в противном случае игнорируется тот факт, что каждое преступление является звеном в цепи других преступлений .
Другие авторы, наоборот, считают, что при назначении наказания за каждое преступление отдельно суд должен рассматривать их изолированно друг от друга, как бы отвлечься от факта совершения лицом нескольких преступлений. Обосновывается это тем, что изолированное рассмотрение каждого из преступлений есть гарантия соблюдения принципа индивидуализации ответственности, согласно которого за отдельное преступление должно назначаться соразмерное ему наказания .
По нашему мнению, с такими точками зрения согласиться нельзя, поскольку они не соответствуют как закону, так и судебной практике. В частности, согласно ст.40 УК и 315 УПК РСФСР суд при назначении наказания за совершение нескольких преступлений, обязан вначале назначить наказание за каждое преступление в отдельности. Из содержания названных норм нельзя сделать вывод, что каждое преступление необходимо рассматривать изолированно, вне связи с другими даяниями, входящими в совокупность. Наоборот, учитывая универсальное значение общих начал назначения наказания, суд, например, согласно п.1 ст.39 УК РСФСР при определении наказания за второе и каждое последующее преступление обязан принять во внимание в качестве обстоятельства, отягчающего ответственность то, что они совершены лицом, ранее уже совершившим преступление.
Пленум Верховного Суда СССР в постановлении от 31 июля 1981 года "О практике назначения наказания при совершении нескольких преступлений и по нескольким приговорам" подчеркнул, что правильная юридическая квалификация содеянного и назначение соразмерного наказания за каждое преступление, входящее в совокупность, является необходимым условием определения справедливого окончательного наказания .
Соотношение формы и государственной регистрации сделок с жилыми помещениями
Гражданским кодексом РФ и ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» остался не до конца урегулирован вопрос о том, как соотносится государственная регистрация и форма сделки. Введение государственной регистрации и придание ей самостоятельного значения обусловлив ...
Понятие, признаки и состав правонарушения
Правонарушение – действие или бездействие, противоречащее требованиям правовых норм и совершенное деликтоспособным лицом. Правонарушение, виновное противоправное деяние, совершенное вменяемым человеком, достигшим установленного законом возраста. Правонарушения делятся на преступления и проступки (г ...
Третейские суды в России с ХVI по XIX в
История третейских судов в России, как, впрочем, и в иных западноевропейских странах, исчисляется столетиями. Суждения подавляющего большинства весьма авторитетных юристов сводятся к тому, что общественное правосудие (третейское судопроизводство, суд посредников, договорное разрешение споров) предш ...
Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.