В соответствии со ст. 37 УК РСФСР и аналогично ст. 60 проекта Уголовного кодекса РФ, 1990 года, при назначении наказания суд учитывает характер и степень общественной опасности совершенного преступления, личность виновного и обстоятельства дела, смягчающие и отягчающие ответственность.
Как видно из данной нормы, суд, назначая наказание, обязан учесть три группы обстоятельств:
а) относящиеся к характеристике преступного деяния, - его характер и степень общественной опасности;
б) относящиеся к характеристике личности виновного, - его социальный статус;
в) влияющие на степень ответственности виновного, - обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.
В теории уголовного права под характером общественной опасности подразумевают признак, присущий всем преступлениям данного вида и определяется он, в первую очередь, значением и важностью того охраняемого законом общественного отношения, которое является объектом преступных деяний . В уголовном законодательство характер общественной опасности является основой для подразделения преступлений на категории. Однако в Уголовном кодексе РСФСР нет специальной нормы, регламентирующей эти вопросы. В проекте Уголовного кодекса РФ 1995 года преступления подразделяются на четыре категории: небольшой тяжести, средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие. Подобным образом этот вопрос решался и в ряде предыдущих проектов. Авторы Уголовного уложения, помимо названных, указывают на преступления "исключительной тяжести", к таким относят преступления, за которые предусмотрено исключительное наказание - смертная казнь.
Представляется, что выделение таких преступлений в отдельную категорию является обоснованным. Вместе с том, по нашему мнению, следовало бы признать необходимым выделение в особую категорию неосторожных преступлений, которые характеризуются ситуативностью и отсутствием злонамеренности, что определяет своеобразный характер общественной опасности виновного. Ранее такое предложение уже высказывалось в литературе, однако своего практического решения не нашло.
В отличие от характера, степень общественной опасности есть признак, характеризующий конкретное деяние и определяется совокупностью всех обстоятельств, при которых оно было совершено. К кругу таких обстоятельств Верховный Суд СССР в постановлении Пленума от 29 июня 1979 года " 0 практике применения судами общих начал назначения наказания" отнес: форму вины, мотив, способ, обстановку и стадию совершения преступления, тяжесть наступивших последствий, степень и характер участия каждого из соучастников преступления, др.
На необходимость различать и учитывать при назначении наказания характер и степень общественной опасности преступных деяний неоднократно указывали Верховные Суды СССР и РСФСР при разрешении конкретных дел . Важное значение учет этих Факторов имеет в случае совершения лицом нескольких преступлений. Это объясняется том, что в таком случае они влияют не только на размер наказания за каждое преступление, но и на определение окончательного наказания, по их совокупности. "Его размер, - как отмечает А.С. Горелик, - зависит от соотношения характера и степени опасности отдельных преступлений, которое является одним из обстоятельств, определяющих применение судом поглощения, частичного или полного сложения наказаний" .
Результаты нашего обобщения показывают, что совокупность одинаковых по характеру общественной опасности преступлений составляет 32%. Из них: 7,8% - совокупность тяжких, 0,5% - совокупность неосторожных преступлений. Что касается степени общественной опасности преступлений, входящих в совокупность, то в этом отношении можно выделить совокупность, включающую неоконченные преступные деяния (13,5%) и соучастие в преступлениях (0,5%).
Вторым важным требованном общих начал назначения наказания является требование об учете личности виновного. Как отмечает П.С.Дагель, под личностью виновного (преступника) понимается совокупность социально-политических, психических и физических признаков лица, совершившего преступление, имеющих уголовно-правовое значение. Данные о личности подсудимого, отмечается в постановлении Пленума Верховного Суда СССР от 29 июня 1979 года "0 практике применения судами общих начал назначения наказания", имеют существенное значение для определения вида и размера наказания, а поэтому должны быть всесторонне, полно и объективно исследованы судом.
Дополнительный вид наказания. Лишение специального, воинского
или почетного звания, классного чина и государственных наград
Лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград представляет собой такой вид наказания, который связан с морально-психологическим воздействием на осужденного, а также лишением его определенных карьерных и экономических преимуществ, установленных для лиц ...
Современные проблемы организационных структур управления регионом в
Российской Федерации
Существующие организационные структуры управления социально-экономическими процессами в регионах не адекватны изменившимся условиям функционирования современной экономики. Наличие эффективных организационных структур управления является ключевым условием устойчивого экономического развития России и ...
Федеральная служба финансово-бюджетного надзора как орган валютного
контроля
Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор) — федеральный орган исполнительной власти, находящийся в ведении Министерства финансов. Осуществляет функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, а также функции органа валютного контроля. Деятельность ФСФБН регламентирует ...
Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.