Юриспруденция » Виды административных взысканий и особенности их применения

Виды административных взысканий и особенности их применения

Начавшийся с принятием Конституции Республики Беларусь 1994 года курс на построение правового государства потребовал переоценки концепции административного права, выработки качественно новых подходов к приведению в жизнь основных положений административной политики. Ряд проводимых реформ в правовой системе государства имеет целью достичь такого уровня порядка и стабильности в политической, экономической, социальной и культурной сферах жизнедеятельности общества, при котором права и свободы человека и гражданина, а также другие социально-значимые ценности были бы реально действующими. Социалистическое законодательство, "возведенное" на принципах несуществовавшего более как политически, так и юридически государства, очевидно, не могло служить опорой государственно-властной деятельности в этом направлении. Причем в основу правового строительства белорусского государства заложены не идеи приоритета государственных интересов над личными, а наоборот, где первостепенную важность получают вопросы охраны прав личности на уровне, удовлетворяющем ее достоинству.

Вместе с тем правовая охрана индивида не мыслима без защиты определенного в законе общественного порядка, при котором только и возможны свободное и полное развитие личности. Разумеется, система правовой охраны ценностей уже не может выглядеть "улицей с односторонним движением". Она должна быть организована с тем, чтобы лежащие в ее основе вопросы юридической ответственности прежде всего и любого иного государственно-властного реагирования решались во имя защиты как прав личности, так и заложенного в законе социального порядка. Очевидно, что в условиях правового государства юридическая ответственность приобретает двойную направленность: во-первых, - на защиту свобод и прав личности и, во-вторых, - на надежную охрану общественного правопорядка от нарушений. В зависимости от того, насколько полно и точно реализуются требования правовых норм, устанавливающих юридическую ответственность, определяется степень прочности и незыблемости правопорядка в обществе и государстве. Отсюда вполне понятны первые глубокие преобразования в сферах преимущественно гражданско-правовой и уголовной охраны интересов личности, общества и государства.

Общеизвестно, что административные правонарушения - самые распространенные из всех видов противоправных проявлений, что придает вопросу борьбы с ними большую значимость. Причем наибольший рост противоправных посягательств на административный порядок приходится на периоды "упадка" экономической, политической и правовой системы государства, приводящего к ослабеванию функции охраны им правопорядка и законности в обществе.

Без эффективно действующего механизма административной ответственности нормы, регулирующие права и обязанности членов общества, носят декларативный характер.

Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях, работа над которым шла в течение нескольких лет "впитал" в себя все то лучшее, что было накоплено советской и белорусской традициями правотворчества и правоприменения в области административной ответственности. Новый закон закрепил единые для всей Беларуси, как для физических, так и юридических лиц принципы юридической ответственности и правила производства по делам об административных правонарушениях всеми субъектами административно-юрисдикционной деятельности. Им оказались разрешенными многие проблемы унификации мер административной ответственности и, в частности, связанные с их единообразным применением к нарушителям таможенных правил, субъектам предпринимательской деятельности, за правонарушения в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг. Таким образом, устранены противоречия в регулировании административной ответственности.

В контексте административно-принудительных мер административное взыскание - исключительный вид административного принуждения, характеризующийся высокой степенью карательного воздействия на правонарушителя. Из всех видов административного принуждения именно оно обладает способностью самым непосредственным и существенно-негативным образом задевать правовой статус субъекта общественных отношений. Для целей его реального применения служит система мер административно-процессуального принуждения, на службу ему поставлены административно-юрисдикционные силы государства. Иными словами, в административном взыскании как виде принуждения и государственного принуждения, в частности, сфокусировался весь негатив - максима административно-принудительного воздействия. Поэтому в действующем административном законодательстве данная группа административно-принудительных мер, ее материально-правовой и процессуальный аспекты реализации получили наиболее определенное закрепление.

Наряду с этим в правовом государстве административное взыскание призвано выполнять не только карательную функцию, но и своего рода выступать гарантом должного признания, соблюдения и защиты прав человека и гражданина, их объединений. В целях рационального сочетания, гармонии интересов личности, общества и государства законодатель наряду с определением содержания права устанавливает административные взыскания и тем самым пределы его ограничения. Цель такого установления состоит в обеспечении (гарантировании) пользования конкретными благами и ценностями, лежащими в основе содержания права других лиц. Кроме того, учитывая намеченное усиление роли закона в регулировании отношений, связанных с привлечением виновных лиц к административной ответственности, проведенную новейшую кодификацию законодательства об административных правонарушениях, необходимо подробнее исследовать вопросы правовой природы административного наказания, как в содержательном плане интересного и комплексного явления.

Проблемы административной ответственности, связанные с учением об административных взысканий, всегда находились в сфере различных научных интересов.

Основу учения об административной ответственности составил богатый в содержательном смысле теоретический материал ученых, внесших существенный вклад в разработку отдельных проблем административной ответственности: Д.Н. Бахрах, Ю.М. Козлов, А.П. Коренев, Г.И. Петров, и др.

Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе правового регулирования применения административных взысканий.

Предмет настоящего исследования составляют: законодательство Республики Беларусь, учебные пособия, мнения ученых по теме исследования, статьи из периодической печати.

Отсюда целью исследования выступает исследование основных теоретических вопросов системы административных взысканий.

Для достижения поставленных целей исследования представляется необходимым решение следующих основных задач:

раскрыть сущность административных взысканий

охарактеризовать систему и виды административных взысканий;

охарактеризовать штраф и конфискацию как основные виды административных взысканий.

Для правильного, объективного и полного разрешения изложенных выше задач автор использует комплекс современных методов познания, разработанных философской наукой и применяемых юридическими науками: всеобщий (материалистическая диалектика), общенаучные (анализ (структурный), синтез, системный и функциональный подходы), частнонаучные (исторический подход, статистический, логический и математический) и частноправовые (специально-юридический подход, формально-юридический и сравнительно-правовой) методы.

административное взыскание основное дополнительное

Нормативную основу исследования составляют: Конституция Республики Беларусь [6], Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП) [5], Процессуально-исполнительный кодекс (далее - ПИК) [17] другие законы и иные нормативные правовые акты.

Другое по теме:

Специальные виды освобождения от уголовной ответственности
Под специальными видами освобождения от уголовной ответственности подразумеваются те виды, которые указаны непосредственно в статьях Особенной части УК Украины. Перечень этих статей указан в Постановлении Пленума Верховного Суда Украины №12 от 23 декабря 2005года «О практике применения судами Украи ...

Принцип разделения властей и государственный аппарат
Общеизвестно, что государственная власть является разновидностью социальной. С одной стороны она является средством социального управления представляет собой отношения между людьми, их организациями, субъектом и объектом, которого является наделенный волей и сознанием человек. В целях реализации св ...

Открытое море
Открытое море образуют все части моря, которые не входят в ИЭЗ, в территориальное море или внутренние воды государств. К ИЭЗ режим открытого моря применяется с отмеченными ранее ограничениями. Несмотря на все изменения, основой морского права остается принцип свободы открытого моря, правда, с немал ...

Проблемы земельного права

Проблемы земельного права

Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.

Актуальное

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.lawereg.ru