При делении на округа учитывалось несколько факторов.
Самый главный из них — это демографический фактор: численность населения в округах должна быть примерно равной — приблизительно по 700 тысяч человек в каждом, за исключением Екатеринбурга. Учитывался также экономический фактор, то есть относительная экономическая самодостаточность того или иного округа. Учитывался фактор исторический, то есть в какой-то степени принималось во внимание бывшее уездное деление. Имел, естественно, значение и фактор административный — границы округов не должны были нарушать сложившегося административно-территориального деления. И наконец принимался во внимание фактор электоральный — границы округов в основном совпадали с границами избирательных округов.
Строго говоря, никакого законодательного оформления создание округов не требовало, поскольку речь шла лишь о перераспределении государственных полномочий. Было совершенно ясно, что ни на одно из полномочий местного самоуправления эти управленческие округа покушаться не будут. Поэтому речь шла фактически о создании новых структур областной исполнительной власти, и для этого достаточно было указов губернатора или иных подзаконных актов. Но тем не менее степень легитимности округов при этом была бы недостаточной и во многом они были бы “завязаны” на личность губернатора, который выступил с соответствующим начинанием. Поэтому решено было по инициативе исполнительной власти законодательно оформить создание округов. Был принят генеральный закон “Об исполнительных органах государственной власти Свердловской области”, в котором прописывались возможность создания округов и примерные их полномочия. В настоящее время в процессе законодательного оформления находится каждый из вновь созданных управленческих округов — по каждому из них должен быть принят отдельный нормативный акт. Полностью процесс законодательного оформления прошел пока один округ.
Наряду с созданием округов, параллельно этому, использовался и второй вариант, то есть наделение органов местного самоуправления государственными полномочиями. Но он был выбран в качестве не базисного, а вспомогательного.
Какие же реальные полномочия получили округа? В принципе согласно областному закону “Об исполнительных органах государственной власти” в структуру администрации управляющего округом входят следующие подразделения (и по этому перечню уже можно судить, какие полномочия будут исполняться): территориальные управления социальной защиты, комиссии по труду, штабы по чрезвычайным ситуациям, жилищные комиссии. Кроме того, для обслуживания функций самого управления округом создаются финансовые отделы. Наконец, существенная функция, которая отдается округам, — это регулирование земельных отношений — в структуре администрации управляющего предусматриваются комитеты по земельным ресурсам и землеустройству.
Восемь государственных полномочий (не самых существенных) генеральным законом “О наделении государственными полномочиями органов местного самоуправления” переданы органам местного самоуправления. То есть эти полномочия органы местного самоуправления должны выполнять в обязательном порядке по инициативе областного законодателя. Кроме того, предусмотрено, что по отдельным нормативным актам органам местного самоуправления могут передаваться и другие государственные полномочия.
Перечисленные применительно к округам полномочия составляют максимальный перечень. В принципе при достаточной зрелости местного самоуправления в отдельных случаях некоторые полномочия, исполняемые округами, могут делегироваться органам местного самоуправления. То есть этот максимальный перечень может уменьшаться. И думаю, что со временем он уменьшаться будет, возможно, он даже будет уменьшен уже и применительно к некоторым из ныне существующих муниципальных образований.
Такова в целом ситуация, если говорить о юридической стороне вопроса. Но прямо надо сказать, что пока управленческие округа — это в большей степени социальный проект, чем реальность. Это объект, находящийся в стадии становления, а во многом в проективной стадии. Поэтому, естественно, существует достаточно много проблем, с которыми уже сейчас реально сталкиваются администрация губернатора и правительство Свердловской области в реализации этого проекта. Их можно разбить условно на три группы.
Современные проблемы организационных структур управления регионом в
Российской Федерации
Существующие организационные структуры управления социально-экономическими процессами в регионах не адекватны изменившимся условиям функционирования современной экономики. Наличие эффективных организационных структур управления является ключевым условием устойчивого экономического развития России и ...
Типология государств
В настоящее время выделяют два основных подхода к типологии государства: формационный и цивилизационный. До недавнего времени в России формационный подход признавался в качестве единственно верного и научного, поскольку отражал марксистское отношение к вопросу о типе государства. Главным критерием ...
Административные правонарушения, посягающие на
здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность
К административным правонарушениям, посягающим на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность КоАП РФ относятся: 1. Сокрытие лицом, больным ВИЧ-инфекцией, венерическим заболеванием, источника заражения, а также лиц, имевших с указанным лицом контакты, ...
Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.