Юриспруденция » Конфликтное взаимодействие федеральной и региональной власти » Назначение губернатора президентом как конфликт «Центр-Регионы»

Назначение губернатора президентом как конфликт «Центр-Регионы»

Страница 1

Анализ на примере Волгоградской области.

В 2004 г. Владимир Путин подписал закон об утверждении глав субъектов РФ региональными парламентами по представлению президента РФ. Этот документ вступит в силу с момента официального опубликования в "Российской газете".

Пакет поправок в федеральные законы "Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов гос. власти субъектов РФ" и "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" был внесен в Госдуму президентом Путиным 28 сентября 2004 года. 3 декабря закон был принят нижней палатой в третьем чтении, а 8 декабря одобрен Советом федерации.

С момента вступления закона в силу на смену всенародным губернаторским выборам пришла процедура "наделения полномочиями высшего должностного лица субъекта РФ". "Наделить полномочиями" закон позволяет любого россиянина, достигшего 30 лет, на срок не более пяти лет. Кандидатуру на этот пост президент должен внести не позднее, чем за 35 дней до истечения срока полномочий действующего главы региона, причем внесению кандидатуры должны обязательно предшествовать консультации между заинтересованными сторонами.

Законодательное собрание субъекта РФ должно рассмотреть предложение главы государства в течение двух недель и либо согласиться с его выбором, поддержав внесенную им кандидатуру простым большинством голосов, либо отвергнуть ее. Во втором случае президент в течение недели должен внести повторное предложение, при этом закон не запрещает главе государства снова предлагать кандидата, уже отвергнутого депутатами.

Повторный отказ законодателей утвердить предложенную кандидатуру не приведет к немедленному роспуску парламента, как это предполагал первоначальный вариант законопроекта. Вместо этого в течение месяца должны пройти консультации между президентом и региональными депутатами, по итогам которых глава государства может выбрать один из трех вариантов: в третий раз внести кандидатуру губернатора, назначить своим указом временно исполняющего обязанности главы региона либо распустить законодательное собрание. Если президент даст законодателям третий шанс, то он уже точно будет последним: в случае третьего отклонения предложенной кандидатуры президент назначает вице- губернатора на срок до шести месяцев. Судьба строптивых парламентариев в таком случае будет зависеть от благосклонности главы государства: он вправе распустить законодательное собрание, но может этого и не делать, а просто запустить через пару месяцев всю процедуру "наделения полномочиями" с нуля.

Для отстранения утвержденного таким образом губернатора многоступенчатой процедуры уже не нужно: президент может сделать это своим указом "в связи с утратой доверия" либо "за ненадлежащее исполнение своих обязанностей". Региональный парламент также вправе выразить недоверие губернатору, но и в этом случае последнее слово останется за главой государства.

Таким образом, прямые выборы губернаторов в РФ отменились. Особенностью этой модели является дуализм региональной власти, сочетающей элементы регионального самоуправления и централизованного управления. С одной стороны, население избирает легислатуру, по результатам выборов в которую формируется региональное правительство. С другой стороны, президент страны назначает губернатора, который является, таким образом, агентом центральной администрации. Смысл этой модели заключается в более жестком централизованном контроле и более определенном прямом федеральном администрировании. Данная модель наиболее характерна для Индии и Пакистана, и ее можно назвать индо-пакистанской моделью.

Для Российской федерации, это стало ещё одним признаком тенденции централизации власти. На сегодняшний день у нас большой разрыв между народом и властью. Назначения губернаторов президентом лишь отдаляют главу региона от народа, и усугубляет ситуацию. Основная причина в том, что народ не доверяет новому назначаемому губернатору, так как не видел его работу. К тому же каждый регион имеет свою специфику, особенность, а назначаемый губернатор из другой области не способен охватить всю полноту проблем и вопросов в регионе.

Страницы: 1 2 3

Другое по теме:

Понятие конституционно-правовых отношений
Конституционно-правовыми отношениями являются те общественные отношения, которые урегулированы нормами конституционного права. В качестве примера возьмем отношения между Правительством и Президентом РФ, которые регулируются многими нормами Конституции РФ. Одна из таких норм сформулирована в ст.117 ...

Правотворческая деятельность органов исполнительной власти субъектов РФ
Высшее должностное лицо субъекта Федерации издает правовые акты - указы (постановления) и распоряжения. Правовые акты издает также высший исполнительный орган государственной власти субъекта. Все они представляются в законодательный орган государственной власти субъекта. Последний вправе предложить ...

Общие положения трудовых отношений
Глобальные и региональные процессы возникновения «горячих точек» и разрастания их в опасные очаги международных и межэтнических конфликтов, происходящие на планете, распад СССР, других европейских федераций и образование самостоятельных государств, в которых не всем слоям населения, и в том числе п ...

Проблемы земельного права

Проблемы земельного права

Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.

Актуальное

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.lawereg.ru