В каждом поколении у человека возникает вопрос по отношению к государству: зачем вообще нужно оно и его принудительная власть? Ответ на этот вопрос должен объяснить, почему человек обязан признавать государство. Выяснение того, что государство есть учреждение необходимое и потому его нужно признавать, дает возможность глубже понять саму природу государства.
Для начала разберемся, что же такое закономерность в принципе. Закономерность – это нечто, соответствующее закону (в общенаучном смысле). Закон отражает объективно необходимые, устойчивые связи между явлениями. То есть, историческая закономерность выявляет связи между различными событиями, а в нашем случае – объясняет причины многообразия взглядов на государство.
Истоки учений о государстве следует искать в тех временах, когда человеческая цивилизация только зарождалась. Уже тогда человек пытался объяснить и усовершенствовать формы общения с себе подобными, понять суть собственной и чужой свободы и несвободы. С возникновением такого уникального во всех отношениях продукта человеческой деятельности, как государство, ситуация изменилась. Оно стало посредником между индивидом и обществом и, используя гуманистические начала права, сделало его основным инструментом достижения своих целей.
В своей работе «Общее учение о государстве» Г. Еллинек пишет, что необходимость государства может быть доказываема только путем тщательного изучения существующего мира и тех людей, для которых оно предназначено. В ней невозможно убедить тех, кто принципиально отвергает мир и историческую эволюцию. Обосновать государство можно только для тех, кто признает культуру, а потому и ее условия.
Аристотель в «Политике» выразил природу человека, связав ее с основой государства: «подобно тому, как человек, находя свое завершение в государстве, является лучшим из всех созданий, он, будучи оторван от закона и права, превращается в самое худшее из них. Всего опаснее вооруженное бесправие. Человек от природы вооружен способностью быть разумным и добродетельным, но легко может пользоваться этими данными в противоположном направлении; и поэтому человек без добродетели – самое дикое и нечестивое создание, худшее, чем все другие в его пороках и невоздержанности. Справедливость же (противоположность этому опасному бесправию) связана с государством; ибо право есть не что иное, как порядок государственного общения, и свои определения оно создает в соответствии с понятием справедливого».
Однако из какого-либо общего принципа нельзя вывести какую-либо единственно обоснованную определенную форму государства или распределение в нем функций властвования. Всякое отдельное конкретное государство является продуктом исторических сил, действие которых можно понять, но никогда нельзя представить абсолютно разумным и потому истинным.
Обоснование государства всегда может иметь в виду только существующее и будущее государство. Прошлое уже является для нас историческим фактом, доказывать признанность которого – напрасный труд. Если государство обосновано для настоящего и будущего, то в этом заключается в то же время требование, чтобы оно наполнило свое существование каким-либо материально обоснованным содержанием. Но в своем конкретном виде, во всей полноте своего исторического бытия государство может быть обосновано только теми целями, которые оно осуществляет.
Вопрос о закономерностях образования государства, которые едины для всех времен и народов, не нужно смешивать с вопросом о причинах возникновения государств. На сей счет существует множество теорий. Такой плюрализм мнений обусловлен следующим. Мыслители, предлагавшие объяснение этому процессу, жили в разные исторические эпохи и, разумеется, использовали разный объем накопленных человечеством знаний. Сегодня уровень знаний об обществе неизмеримо возрос, но мы не должны пренебрежительно рассматривать идеи ученых, живших раньше нас, тем более, многие их идеи не отвергнуты и справедливы до настоящего времени. Объясняя процесс возникновения государства, ученые брали для иллюстрации своих идей различные регионы земли, отличающиеся своеобразием. Зачастую мыслители пытались применить результаты достижений других наук к наукам общественным и, основываясь на тех или иных достижениях, по-новому взглянуть на государство. Однако, увлекаясь, они мыслили односторонне. Нельзя исключить и того, что на взгляды авторов теорий очень часто сильно влияли их философские и идеологические пристрастия.
Правовой статус депутатов Государственной Думы РФ
Статус депутата определен в Конституции РФ, а также в ФЗ от 08.05.1994 N 3-ФЗ (ред. от 12.05.2009) «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, ...
Уголовное право по Русской Правде. Суд и процесс в древнерусском государстве
Как уже отмечалось, Русская Правда не отделяет гражданско-правовые нарушения от уголовных. Не знает она и термина «преступление», хотя этот термин из переводной греческой литературы был известен на Руси. Нарушение закона, преступление, носит в ней название обиды, под чем понимается причинение лицу ...
Судебная защита чести, достоинства и деловой
репутации
Проблема возмещения морального вреда была и остаётся объектом внимания юристов-теоретиков и юристов-практиков, так как затрагивает интересы многих физических и юридических лиц. Цель института возмещения морального вреда — выполнять нравственную социальную функцию — охрану неприкосновенности личност ...
Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.