Всех исследователей Древней Руси можно разделить на два лагеря – сторонников норманнской теории происхождения Древнерусского государства и, так называемых, антинорманистов.
Норманнская теория исходит из того, что процесс возникновения Древнерусского государства описан в древнейшем летописном своде – "Повесть временных лет". Согласно этой теории, летопись дает понять, что в IX в. наши предки жили в условиях безгосударственности. Южные и северные славянские племена не могли договориться между собой и решили для установления порядка обратиться к иноземным князьям. Варяжские князья пришли на Русь и в 862 г. сели на престолы: Рюрик - в Новгороде, Трувор - в Изборске, Синеус - в Белоозере.Это событие и связывают с моментом образования Русского государства.
Норманнская теория была довольно распространена в дореволюционный период (Н.М. Карамзин, В.О. Ключевской и др.). Но передовые русские ученые (М.В. Ломоносов и др.) уже в то время возражали ей. Сторонники норманизма встречаются и среди современных, преимущественно зарубежных, авторов.
Противники норманнской теории выдвигают рядобоснованныхвозражений. Во-первых, в "Повести временных лет" прямо не указывается, что Русское государство было создано путем призвания варягов. Наоборот, она говорит о том, что государственность у восточных славян существовала еще до варягов. Во-вторых, образование любого государства это сложный исторический процесс, и его не может организовать один или несколько даже самых выдающихся людей. Что же касается упомянутых в летописи фактах призвания славянами князей с их дружинами, то возможно, они были приглашены в качестве военных специалистов. Кроме того,некоторые авторы сомневаются в варяжском происхождении Рюрика, Синеуса и Трувора, полагая, что они могли быть и представителями каких-либо славянских племен. В пользу этого говорит практически полное отсутствие следов варяжской культуры в истории России.
А.В. Серегин в опровержение норманнской теории приводит признаки государственности у наших предков до призвания варягов в 862 г. н.э.
Во-первых, из древних источников известно, что уже к VI в. н.э. существовали трипротогосударственныхобразованиях у восточных славян - это Славия (в районе озера Ильмень, с центром в Новгороде), Куявия (вокруг Киева) и Артания (местонахождение точно не установлено).
Во-вторых, само по себе призвание варягов на княжение в 862 г. н.э., после их изгнания, свидетельствует о наличии суверенитета и политического начала в древнерусском обществе. Так, М.Ф. Владимирский-Буданов в своей книге сделал вывод, что "князья-варяги застали везде готовый государственный строй".
В-третьих, еще задолго до прихода варягов, у восточных славян существовало территориальное деление, что следует из "Повести временных лет", в которой отмечается: " .прозвались именами своими от мест, на которых сели. Поселившиеся в лесах - древляне, по реке Полота - полочане . по Бугу - бужане". Варяги же не установили нового территориального деления государства.
В-четвертых, в истории России нет следов скандинавского права. А возникновение государства неотъемлемо связано с возникновением права. И если бы у варягов было более развитое государство, чем у славян, и именно они создавали государственность на Руси, то источники Древнерусского права, несомненно, должны были основываться на варяжском праве. Ни в Русской правде, ни в Договорах с Византией нет никаких следов шведской терминологии и даже слов, заимствованных из шведского языка.
В-пятых, древние источники свидетельствуют о том, что еще в I в. н.э. славяне выплачивали своим вождям особый налог-ругу, составлявший одну сотую имущества каждой семьи. А слово "полюдье", обозначавшее сбор дани, было заимствовано варягами именно из русского языка, из чего следует, что сбор налога, как признак государственности, у славян появился гораздо раньше.
Таким образом, первые русские государства возникли в результате внутреннего общественно-экономического развития восточных славян, а не под воздействием внешних обстоятельств, и уж точно не в результате призвания варягов.
Время появления первых русских княжеств не представляется возможным установить. Но образование именно Древнерусского государства, которое еще принято называть Киевская Русь, связывают с моментом объединения восточнославянских земель в одно государство. Большинство авторов относят это событие к концу IXвека н.э., когда в 882 г. новгородский князь Олег захватил Киев и объединил две важнейшие группы русских земель; затем ему удалось присоединить и остальные русские земли, создав огромное государство.
В Древнерусское государство вошли кроме славян и некоторые соседние финские и балтийские племена. Но основу его составляла древнерусская народность, являющаяся началом трех славянских народов - русских, украинцев и белорусов.
Особенности судебного разбирательства дел о защите прав потребителей в
Республике Беларусь
При подготовке дела к судебному разбирательству суд выясняет характер взаимоотношений между сторонами, предлагает им представить доказательства, свидетельствующие о наличии договорных отношений между потребителем и продавцом (изготовителем, исполнителем), определяющих их права и обязанности (догово ...
Понятие индивидуальных трудовых споров, причины и условия их возникновения. Принципы рассмотрения индивидуальных трудовых споров
Статьей 37 Конституции РФ признается право каждого гражданина на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральными законами способов их разрешения, включая право на забастовку. По определению Трудового кодекса (статья 381) индивидуальный трудовой спор - это не ...
Факторы и стратегии реформирования системы
государственного управления в зарубежных странах
Дональд Кеттл, автор книги "The global public management revolution", констатирует, что в 1980-х годах началось глобальное реформаторское движение в сфере государственного управления. О глобальности этого движения можно говорить в двояком смысле. Во-первых, оно затронуло очень многие стра ...
Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.