В иудейской традиции первые пять книг Ветхого Завета именуются Тора – "Учение", "Закон", или Торит Моше – "Учение Моисея", "Закон Моисеев", а также Хамиша Хум-шей Тора – "Пять частей Торы", или просто Хумаш – "Пятикнижие".
Пятикнижие, то есть собственно Тора в узком смысле, представляет собой единый документ Божественного откровения, с начала и до конца записанного самим Моисеем. Исключением являются последние восемь стихов Второзакония (где рассказывается о смерти Моисея), относительно которых существуют два мнения: первое — и эти стихи также были продиктованы Богом и записаны Моисеем; второе — были дописаны Иисусом Навином.
Каким способом Бог сообщил Моисею текст Пятикнижия, невозможно постичь разумом, а человеческий язык способен только выразить сам факт откровения, а не его сущность. В Чис. 12:6–8 указывается, что способ, каким Бог общался с Моисеем, отличен от того, каким все другие пророки получали Его откровение: других пророков в эти мгновения покидали реальные человеческие чувства, и только Моисею откровение было дано, когда он находился в полном сознании, "устами к устам . и явно, а не в гаданиях ." [4, гл. 12:8]; более того, "и говорил Господь с Моисеем лицом к лицу, как бы говорил кто с другом своим" [2, гл. 33:11].
Каждая из пяти книг Моисея в иудейской традиции названа по первым словам данной книги:
1. Берешит – "Вначале".
2. Веэйле шемот (или Шемот) – "И вот имена" (или "Имена").
3. Вайикра – "И (Он) воззвал".
4. Бемидбар – "В пустыне".
5. Эйле гаддеварим (или Деварим) – "И вот речения (или "Речения"), а также Мишне Тора - "Повторение Учения (Закона)"
Переводчики Септуагинты (Септуагинта – (лат. "семьдесят" – LXX) древнейший греч. перевод Ветхого Завета) использовали греческие названия, указывающие на содержание каждой из частей Торы. Эти названия практически без изменений были воспроизведены Иеронимом в его латинском переводе Библии и употребляются до сего дня в переводе на разные языки:
1. "Генесис" – (лат. Genesis; в Синод, пер. – "Бытие").
2. "Эксодос" – (лат. Exodus; в Синод, пер. – "Исход"),
3. "Левитикон" – (лат. Levitiais; в Синод, пер. – "Левит").
4. "Аритмой" – (лат. Numeri; в Синод, пер. – "Числа").
5. "Деутерономион" – (лат. Deuteronomium; в Синод, пер. – "Второзаконие").
Существует также традиция называть эти книги Первой, Второй, Третьей, Четвертой и Пятой книгами Моисея [19].
Первая книга Моисея – Бытие
Книга Бытия содержит повествование о происхождении человека и вселенной, о вторжении в мир греха и его воздействии на человечество, а также о начале осуществления Божьего плана благословения народов через израильский народ. Большинство книг Библии, в той или иной форме, обращаются к книге Бытия.
Первая книга Моисея закладывает основы теократии, показывая, что народ Божий постепенно отделился от других народов, потому что вся его история совершалась в соответствии с чётким и последовательным планом Божьего управления миром, в зависимости от которого находились любые обстоятельства как народа в целом, так и отдельных его представителей.
План книги Бытия:
События первобытного времени [1, гл. 1:1 – 11:26]
Творение [1, гл. 1:1 – 2:3]
Порядок событий, начиная от сотворения неба и земли
Родословие Адама [1, гл. 5:1 – 6:8]
О жизни Ноя и о его сыновьях [1, гл. 6:8 – 8:22]
Родословие сыновей Ноя [1, гл. 10:1 – 11:9]
Родословие Сима [1, гл. 11:10-26]
Повествования о патриархах – жития праотцев
Потомство Фарры [1, гл. 11:27 – 25:11]
Родословие (потомство) Измаила [1, гл. 25:12-18]
Родословие (потомство) Исаака [1, гл. 25:19 – 35:29]
Родословие Исава [1, гл. 36:1-8]
Родословие Исава, отца идумеев [1, гл. 36:9 – 37:1]
Родословие (житие) Иакова [1, гл. 37:2 – 50:26]
Вторая книга Моисея – Исход
Центральными событиями книги Исхода являются чудесное освобождение Израиля из египетского рабства и образование государства с теократической формой правления под руководством Моисея; правление это осуществлялось посредством новой "конституции" – Моисеева завета.
План книги Исхода:
Избавление Божьего народа из Египта [2, гл. 1-18]
Притеснение Израиля в Египте [2, гл. 1]
Уголовное законодательство периода замедления развития общественных
отношений
После вступления Основ уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик в силу началась реформа республиканских УК 1959-1961 гг. В своих Общих частях они во многом воспроизводили Основы, однако в ряде случаев детализировали и развивали их. При этом степень конкретизации оказывалась различн ...
Понятие и признаки права
Право, как и другие социальные нормы, представляет собой совокупность, систему правил поведения. Приоритет права над другими социальными нормами объясняется прежде всего тем, что оно устанавливается государством, его органами, призванными осуществлять управление делами общества. Право представляет ...
Понятия об источнике административного права России
Традиционно административное право рассматривается как одна из ведущих отраслей национального права, занимающая важнейшее место в структуре национального права. В соответствии с общей теорией права критериями отраслевого деления в праве традиционно считаются предмет и метод правового регулирования. ...
Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.