Прежде чем говорить о расторжении брака с участием иностранных граждан и лиц без гражданства следует отметить, что иностранные граждане пользуются в Республике Беларусь правами и несут обязанности в брачных семейных отношениях наравне с гражданами Республики Беларусь. Лица без гражданства, проживающие в Республике Беларусь, пользуются теми же правами и несут те же обязанности в брачных и семейных отношениях наравне с гражданами Республики Беларусь.
Пределы компетенции того или иного государства в отношении вопроса расторжения брака определяются национальным законом и договорами о правовой помощи. Так, например, ст. 32 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, подписанной в городе Кишиневе 7 октября 2002 г., предусмотрено, что по делам о расторжении брака компетентны учреждения юстиции того государства, гражданами которого являются супруги на момент подачи заявления. Если на момент подачи заявления оба супруга проживают на территории другого государства, то компетентны также учреждения государства места их проживания. По делам о расторжении брака в случае разного гражданства супругов компетентны учреждения юстиции того государства, на территории которого проживают оба супруга, а если они проживают на территории разных государств, дела о расторжении брака компетентны рассматривать учреждения юстиции обоих государств, на территориях которых проживают супруги. Аналогичные положения предусмотрены и другими международными договорами.
На территории Республики Беларусь дела о расторжении брака рассматриваются общими судами. Законодательство Республики Беларусь предоставляет право каждому из супругов, в том числе и иностранному гражданину (лицу без гражданства), обращаться в суд с данным требованием.
Расторжение браков граждан Республики Беларусь с иностранными гражданами или лицами без гражданства в нашем государстве производится судом по законодательству Республики Беларусь в порядке искового производства.
В связи с принятием Закона Республики Беларусь от 20 июля 2006 года «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Беларусь о браке и семье» суды республики не вправе принимать к рассмотрению иски о расторжении брака между иностранными гражданами. Согласно части 2 статьи 231 КоБС, действующей в редакции указанного Закона, расторжение браков иностранных граждан между собой в Республике Беларусь производится в дипломатических представительствах и консульских учреждениях иностранных государств и признается на условиях взаимности действительным в Республике Беларусь, если эти лица в момент расторжения брака являлись гражданами государства, назначившего посла или консула в Республике Беларусь.
Расторжение браков между гражданами Республики Беларусь, совершенное вне пределов Республики Беларусь с соблюдением законодательства соответствующих государств, признается действительным в Республике Беларусь, если оба супруга в момент расторжения брака проживали вне пределов Республики Беларусь.
Гражданин Республики Беларусь, постоянно проживающий за пределами Республики Беларусь, вправе обратиться с заявлением о расторжении брака с супругом, который также проживает вне пределов Республики Беларусь, в суд Республики Беларусь. Территориальная подсудность дела о расторжении брака в данном случае определяется Верховным Судом Республики Беларусь. Регистрация расторжения браков граждан Республики Беларусь, проживающих вне пределов территории Республики Беларусь, по решениям судов, вступившим в законную силу до 1 сентября 1999 года, производится консульскими учреждениями, а также дипломатическими представительствами Республики Беларусь в случае выполнения ими консульских функций.
Таким образом, расторжение браков между гражданами Республики Беларусь и иностранными гражданами или лицами без гражданства, совершенное вне пределов Республики Беларусь с соблюдением законодательства соответствующих государств, признается действительным в Республике Беларусь, если в момент расторжения брака один из супругов проживал за пределами Республики Беларусь .
Функции государства. Их классификация. Основные функции государства
Сущность каждого конкретного государства, его природа и социальное назначение проявляется в его функциях. Функциями государства являются основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним целей и задач. Содержание функций показывает, что делает данное государство, чем занима ...
Государственные служащие как субъекты административного права
Служащий – это лицо, связанное с аппаратом (органом) управления отношениями службы, т.е. лицо, предоставляющее за вознаграждение (жалование) свои личные профессиональные или технические услуги для осуществления управленческим аппаратом возложенных на него функций. Отношения службы связаны с определ ...
Принципы гражданско-правовой ответственности
Общим принципом гражданско-правовой ответственности является принцип вины, то есть наступление ответственности лишь при вине вреда. Вина – субъективное психическое отношение лица к своему противоправному поведению, связанное с предвидением его неблагоприятных результатов и осознанием возможности их ...
Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.