Государство » Теория государства и права » Общая характеристика нормативно-правового акта и его типология

Общая характеристика нормативно-правового акта и его типология

Страница 1

Государственной Думой России в постановлении от 11 ноября 1996г. «Об обращении в Конституционный Суд РФ» дано определение нормативно-правового акта. «Нормативно-правовой акт — это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление или отмену правовых норм».

Под нормативно-правовым актом понимается акт, изданный управомоченным государственным органом и содержащий правовые нормы, т.е. предписания, рассчитанные на длительное действие и многократное применение, а также предписания об изменении или прекращении (отмене) действия этих норм.

Нормативно-правовые акты выполняют две равнозначные функции: с одной стороны, будучи носителями правовых норм они выступают как источник права; с другой стороны, они выражают государственную волю, т.е. обладают юридической силой.

Понятие «юридическая сила» указывает на место нормативно-правового акта в системе законодательства, а также на значение органа, его издавшего.

По юридической силе все нормативно-правовые акты делятся на законы и подзаконные акты.

В собственно юридическом смысле закон — это нормативно-правовой акт, принятый в особом порядке высшим представительным органом законодательной власти либо непосредственным волеизъявлением населения (например, в порядке референдума) и регулирующий наиболее важные и устойчивые общественные отношения.

Законы занимают ведущее место в системе нормативно-правовых актов. Они подразделяются на конституционные и обыкновенные. К первым относятся конституции и конституционные законы, вносящие изменения и дополнения в конституцию, а также законы, необходимость издания которых предусмотрена непосредственно конституцией. В Конституции РФ 1993 г. названо четырнадцать таких конституционных законов. Примером последних могут быть законы о Правительстве (ст. 114), о Конституционном Суде РФ (ст. 128). Для конституционных законов установлена сложная, по сравнению с обычными законами, процедура их прохождения и принятия в Федеральном Собрании. На принятый конституционный закон не может быть наложено вето президента.

Обыкновенные законы делятся на кодифицированные и текущие. К кодифицированным относятся Основы законодательства Российской Федерации и кодексы. Основы — это федеральный закон, который устанавливает принципы и определяет общие положения регулирования определенных отраслей права или сфер общественной жизни. Кодекс — это закон, в котором объединены на основе единых принципов нормы, достаточно детально регулирующие определенную область общественных отношений.

Ко всему сказанному необходимо добавить, что в федеративном государстве различаются законы федеральные и законы субъектов Федерации. В частности, в России имеются конституции республик и уставы краев, областей, городов федерального значения, а также обыкновенные законы субъектов Федерации.

Всем законам присущи особые свойства, определяющие их юридическую силу и обеспечивающие верховенство в системе нормативно-правовых актов:

1. Законы принимаются парламентом — высшим представительным и законодательным органом или путем народного голосования (референдума).

2. Законы направлены на регулирование наиболее важных общественных отношений в сфере политики, экономики, культуры. Например, законами устанавливаются система органов законодательной, исполнительной и судебной властей, порядок их организации и деятельности.

3. Законы всегда нормативны и рассчитаны на многократное применение.

4. Законы отличаются четкой структурированностью нормативного материала.

Страницы: 1 2

Другое по теме:

Нормативно-правовые основы института обращений граждан в органы государственной власти
Конституционные положения о формировании в Российской Федерации правового государства получают более предметное и конкретное развитие в реализации прав граждан на участие в управлении государством. Одно из проявлений этого - право граждан обращаться в государственные органы и органы местного самоуп ...

Защита прав потребителей при использовании услуг в Интернет
Проблема защиты прав потребителей в отношениях, возникающих по поводу предоставления сетевых услуг возникла в наше время и затрагивает широкие слои населения. Субъектами данного правоотношения являются: "поставщик сетевых услуг" - провайдер, государство, лицензирующие органы (Министерство ...

Возрождение суда присяжных в конце XX-начале XXI веков
После ликвидации суда присяжных в советский период право граждан России на рассмотрение дела судом присяжных было провозглашено лишь 13 ноября 1989 года - с момента принятия Верховным Советом СССР Основ Союза ССР и республик о судоустройстве, статья 11 которых гласила: "В порядке, установленно ...

Проблемы земельного права

Проблемы земельного права

Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.

Актуальное

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.lawereg.ru