По нашему мнению данные подходы являются не взаимоисключающими друг друга, а наоборот дополняют друг друга.
Духовной почвой для правосознания, как отмечает в своей работе Пучнина С.А., выступают мифологические и религиозные верования.
Под мифологическим сознанием понимается исторически первая форма представлений людей об обществе и о себе. В мифе личность старается проявиться, высказать себя, иметь какую-то свою историю, определить свое место в мире, объяснить окружающую действительность. Миф представляет собой некое идеальное воплощение представлений о действительности посредством мифологических персонажей и «сказочных» действий. Таким образом, с одной стороны миф выражал идеальные «несуществующие» отношения, а с другой имел вполне реальные корни. Мифология представляет собой исторически первую, архаичную форму отражения «правовой природы вещей». Нерсесянц В.С. совершенно справедливо отмечает, что «в примитивных обществах мифология выполняет функции объяснения и легитимации социальных норм». Именно мифология дает первые представления о «порядке», «законе», «справедливости», «правде», «запрете», «возмездии». В мифах предпринималась попытка объяснить установленные порядки, и выражалось первое отношение человека к правовым явлениям.
На этом этапе мифологическое сознание наделило божественным, сверхъестественным началом такие понятия как запрет (табу), закон (как форма выражения запрета), установленный порядок (государство). Именно в мифологических сюжетах получила фиксацию идея о божественном (сверхъестественном) первоисточнике правил человеческого поведения, а также о зависимости и прямой обусловленности норм человеческого общения (дозволений, запретов) более широкими (вселенскими, космическими) первоначальными порядками.
Между тем именно переход от «стадного сознания» к сознанию общественно развитого (разумного) человека, возникновение первобытной морали, искусства, публично-правовых представлений и т.д. означает становление общественного сознания в собственном смысле слова. Так как происходит вычленение и отделение «непосредственного сознания», органически и напрямую связанного с жизнедеятельностью человека, и каким-то образом социально организованного, «обобщенного» сознания, над индивидуального по своей природе.
Первые данные, свидетельствующие о наличии правосознания можно обнаружить в «царском» периоде развития России.
Как справедливо отмечал Байниязов Р.С., «теоретическому правосознанию противопоставлялось правосознание обыденное, субъективное отношение людей к праву, представление о своих правах и обязанностях, о справедливости или несправедливости правовых норм. Свойственное русской культуре своеобразное мироощущение, имеющее глубокую религиозную и нравственную основу, отличало интуитивное право, сопровождающееся подсознательными и стихийными мотивами. "Русский народ искони строил свою жизнь по нормам своего собственного обычного, стариной завещанного крестьянского права".
В качестве особой черты правосознания дореволюционного российского общества можно выделить преобладание правовой психологии над идеологией, яркий субъективизм правосознания, базирующийся на нравственных чувствах и классово-социальном расслоении общества.
Нормы права в России в полной мере воспринимались только русской интеллигенцией, оставаясь во многом чуждыми для простого народного сознания. В народе часто не признавались нормы позитивного права, в определенных местностях и среди определенных слоев населения (например, крестьяне, холопы), существовали обычаи, которые считались обязательными, потому что так поступали отцы и деды. Можно даже отметить наличие неофициального обычного народного права, которое во многом и обуславливала правосознание русского народа.
Значительный вклад в разработку теории правосознания внес П. И. Новгородцев (1866-1924) русский правовед, философ, общественный деятель. Он рассмотрел динамику развития правосознания в западно-европейской политико-правовой мысли XVIII - начала XX в. и пришел к выводу о кризисе правосознания как следствии кризиса индивидуализма (на философско-теоретическом и практическом уровнях) и западноевропейских теорий правового государства, сложившихся в XVIII - XIX вв. И хотя Новгородцев П.И. не сформулировал концептуального определения правосознания, его роль в раскрытии этого понятия велика. Она определяется тем, что он вышел за рамки узкого позитивистско-юридического понимания и поднялся на уровень философско-правового осмысления.
1917 год внес значительные коррективы, как в развитие теорий отечественного права, так и в его практическое строительство.
Содержание и структура устава муниципального образования
Фундаментальным нормативно-правовым актом муниципального образования представляется его устав. Относительно других муниципальных правовых актов устав муниципального образования характеризуется специфичной правовой природой. Устав является основополагающим нормативно-правовым актом муниципального об ...
Государственное регулирование в области защиты прав потребителей
В целях защиты прав и интересов потребителей определенные государственные органы осуществляют государственной контроль за соблюдением норм и правил торговли и общественного питания, порядком и дисциплиной цен, качеством и безопасностью товаров народного потребления, а также борются с злоупотреблени ...
Федеральные законы как источники семейного права
Место федерального закона в системе источников семейного права определяется Конституцией РФ и Семейным кодексом РФ. Так, в прошлом ведущему положению закона в системе источников права составляли конкуренцию указы главы государства, которые, по сути, заменяли собой федеральные законы. В период актив ...
Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.