В соответствии со статьей 66 Семейного кодекса РФ родитель, проживающий отдельно от ребенка, имеет право на общение с ребенком, участие в его воспитании и решении вопросов получения ребенком образования. Но если родитель, осуществляющий непосредственное воспитание, имеет право выбора образовательного учреждения, формы обучения, то второй из них такими правами не наделен. Он лишь может дать совет, рекомендацию, оказать необходимую помощь при решении проблем, связанных с получением ребенком образования. При этом родитель, с которым проживает ребенок, не должен препятствовать общению ребенка с другими родителем, если такое общение не причиняет вред физическому и психологическому здоровью ребенка, его нравственному развитию. Право на общение относятся к числу личных прав одного из родителей, о существовании которого прямо говорит закон. Поэтому нарушение этого права, создание условий, затрудняющих или делающих невозможной его реализацию, есть правонарушение. Причем это нарушение не только прав одного из родителей, но и прав ребенка.
Родители вправе в письменной форме (нотариальное удостоверение не требуется) заключить соглашение о порядке осуществления родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка. В таком соглашении устанавливаются время и дни, которые ребенок может проводить с отдельно проживающим родителей. При невозможности достижения такого соглашения, спор решается судом с участием органа опеки и попечительства. При невыполнения решения суда к виновному родителю применяются меры, предусмотренные гражданским процессуальным законодательством, которые предусматривают уплату штрафа за невыполнения судебного решения. Однако если указанные меры не оказали необходимого воздействия, то применяются более суровые санкции, выражающиеся в том, что суд по требованию родителя, проживающего отдельно от ребенка, может вывести решение о передаче ему ребенка исходя из интересов ребенка и с учетом мнения ребенка.
Родитель, проживающий отдельно от ребенка, имеет право на получение информации о своем ребенке из воспитательных учреждений, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений. В предоставлении информации может быть отказано только в случае наличия угрозы для жизни и здоровья ребенка со стороны родителя. Отказ в предоставлении информации может быть оспорено в судебном порядке.
Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей и несут ответственность за их воспитание и развитие. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном, нравственном развитии своих детей с учетом их возраста, состояния здоровья и других особенностей личности ребенка. Родители свободны в выборе средств и методов воспитания ребенка с соблюдением ограничений: они не вправе причинять вред физическому и психическому развитию ребенка, его нравственному развитию; не допускать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее достоинство ребенка обращение, оскорбление и эксплуатацию ребенка.
Семейный кодекс РФ предусматривает принцип преимущественного права родителей на воспитание своих детей перед всеми другими лицами. Родители не правомочны передавать кому-либо право на воспитание ребенка или отказаться от него, хотя могут поручить временно воспитание детей другим лицам (бабушке, дедушке, няне) или отдавать в детские учреждения (детский сад, пансионат), оставаясь при этом ответственным за воспитание и развитие своего ребенка.
Определение понятия вреда
Прежде чем приступить к вопросу компенсации морального вреда, необходимо определить место и суть понятия «моральный вред» в социально-юридическом смысле. Вред – это универсальное понятие, присущее различным отраслям права: гражданскому (ст. 8, 19, 155 ГК РФ), уголовному (ст. 111-115, 118 УК РФ), тр ...
Социально-партнерские соглашения
Соглашение — правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотрас ...
Систeмa оргaнов исполнитeльной влaсти соврeмeнной России
Действующие в России органы исполнительной власти составляют определённую систему органов исполнительной власти. Чтобы каждое структурное подразделение этой системы нормально функционировало, она должна строиться на совокупности определённых принципов. В юридической литературе нет единой системы та ...
Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.