Согласно ст.90 УК РФ несовершеннолетний при совершении преступления небольшой или средней тяжести, может быть освобождён от уголовной ответственности, если будет признано, что его исправление может быть достигнуто путём применения принудительных мер воспитательного характера. Такими мерами являются:
· предупреждение;
· передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа;
· возложение обязанности загладить причинённый вред;
· ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего.
Принудительные меры воспитательного воздействия, предусмотренные ст.90 УК, могут быть назначены несовершеннолетнему, совершившему преступление небольшой или средней тяжести, также судом по результатам судебного разбирательства уголовного дела, о чём говорится в части первой ст.93 УК. Однако в данном случае речь идёт об освобождении не от уголовной ответственности, а от наказания, о чём гласит название данной статьи УК РФ.
Несовершеннолетнему может быть назначено несколько принудительных мер воспитательного воздействия. Предупреждение как принудительная мера воспитательного воздействия состоит в разъяснении несовершеннолетнему вреда, причинённого его деянием, и последствий его повторного совершения преступлений (ч.1 ст.91 УК РФ).
Передача под надзор состоит в возложении на родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа обязанностей по воспитательному воздействию на несовершеннолетнего и контролю за его поведением (ч.2 ст.91 УК РФ).
Обязанность загладить причинённый вред назначается с учётом имущественного положения несовершеннолетнего и наличия у него соответствующих трудовых навыков (ч.3 ст.91 УК РФ).
Ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего может предусматривать запрет посещения определённых мест, использования определённых форм досуга, в том числе связанных с управлением механическим транспортным средством, ограничение пребывания вне дома после определённого времени суток, выезда в другие местности без разрешения специализированного государственного органа.
Несовершеннолетнему может быть предъявлено также требование возвратиться в учебное заведение либо трудоустроиться с помощью специализированного государственного органа (ч.4 ст.91 УК РФ).
По смыслу ст.90 и 91 УК РФ, применение к несовершеннолетнему принудительных мер (и контроль за их исполнением) воспитательного характера относится к компетенции специализированного государственного органа на основании материалов уголовного дела, прекращённого судом (судьёй), прокурором или органом расследования с согласия прокурора. До принятия УК РФ 1996 г. такой порядок существовал применительно к освобождению несовершеннолетнего с передачей материалов в комиссию по делам несовершеннолетних, которая, однако, не считается специализированным государственным органом.
Это суждение подтверждается и содержанием части четвёртой ст.90 УК, которая гласит, что в случае систематического неисполнения несовершеннолетним принудительной меры воспитательного воздействия эта мера по представлению специализированного государственного органа отменяется, и материалы направляются для привлечения несовершеннолетнего к уголовной ответственности.
Согласно ст.92 УК РФ, при освобождении от наказания несовершеннолетнего, осужденного за преступление небольшой или средней тяжести, допускается применение мер воспитательного воздействия (при этом действуют правила тех же статей 90 и 91 УК РФ) так же, как и при освобождении от уголовной ответственности.
Основное отличие нового УК от УК 1960 г. в рассматриваемой части состоит в том, что помещение несовершеннолетнего в специальное воспитательное или лечебно-воспитательное учреждение возможно только при освобождении несовершеннолетнего от наказания за совершение преступления хотя бы средней тяжести, а также тяжкого. Следовательно, несовершеннолетний, совершивший преступление небольшой тяжести и освобождаемый от наказания, не может быть помещен в упомянутые заведения; к нему подлежат применению менее строгие меры воспитательного воздействия. Равным образом к несовершеннолетнему лицу, совершившему преступление средней тяжести, при освобождении от наказания применение менее строгих мер воспитательного воздействия не допускается.
Соотношение исполнительной власти и государственного управления
Конституция Российской Федерации 1993г. вместо термина «государственное управление» ввела в оборот понятие «исполнительная власть» и закрепила разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, а термин «государственное управление» в действующей конституции РФ не испол ...
Понятие административного
принуждения
Решающая роль борьбы с правонарушениями принадлежит государству. Оно имеет специальный аппарат принуждения. Правовые нормы определяют, за что государственные органы могут применять метод принуждения (основания принуждения), виды и размеры принудительных средств (санкций) и порядок их применения. Го ...
Семейный кодекс РФ как основной источник семейного права
Для лучшего понимания норм действующего в настоящее время Семейного кодекса следует обратиться к истории возникновения семейного законодательства в России. Октябрьская революция 1917 года послужила началом новой эры в законотворчестве. Вскоре после нее, 18 декабря 1917 года, был принят первый Декре ...
Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.