Однако, Федеральным законом от 17.12.99 № 212-ФЗ упомянутые ограничения прав потребителей устранены так как абзац 9 ст. 18 Закона «О защите прав потребителей» исключен. Такое решение, очевидно, было принято в целях приведения рассматриваемых положений ст. 18 Закона в соответствие с нормами ГК РФ о розничной купле-продаже (ст. 503), которые никаких исключений для комиссионных магазинов не содержат. Таким образом, права потребителей, предусмотренные п.1 ст.18 Закона, полностью распространяются и на товары, купленные в комиссионном магазине.
Третье исключение – касается недостатков товара, свойства которого не позволяют устранить эти недостатки. В случае обнаружения таких недостатков, п.4 ст.18 Закона предоставляет потребителю право по своему выбору потребовать замены такого товара на товар надлежащего качества или соразмерного уменьшения покупной цены либо расторгнуть договор.
Нужно заметить, что п. 4 ст. 18 Закона изложен в новой редакции. Ранее действующая редакция Закона содержала подобные правила только в отношении товаров, на которые установлен срок годности. В ныне действующей редакции п. 4 ст. 18, речь идет о товарах, не подлежащих ремонту по своему характеру. Их характеристика как товаров, на которые установлен срок годности, является недостаточной, поскольку указанными свойствами обладают не только те товары, на который должен быть установлен срок годности, но и также иные аналогичные товары.
Необходимо обратить внимание еще на одно существенное дополнение: в ранее действующей редакции Закона требования потребителя рассматривались только при предъявлении потребителем товарного или кассового чека либо технического паспорта или иного заменяющего его документа. На продавца была возложена обязанность выдать потребителю кассовый чек или иной документ, подтверждающий факт покупки (данный абз. п. 5 ст. 18 Закона исключен).
Теперь же отсутствие у потребителя кассового или товарного чека либо иного документа, удостоверяющего факт и условия покупки товара, не является основанием для отказа в удовлетворении его требований. Вопреки широко распространенному среди продавцов мнению эти документы не являются договором купли-продажи. Они лишь подтверждают факт его заключения, цену, наименование продавца (изготовителя) и другие обстоятельства.
Договор розничной купли-продажи в соответствии со ст.159 ГК РФ обычно заключается в устной форме как сделка, исполняемая при ее совершении независимо от суммы. Поэтому потребитель вправе ссылаться на свидетельские показания и другие доказательства, подтверждающие факт совершения сделки и ее условия. Указанные обстоятельства закреплены в измененой редакции п. 5 ст. 18 Закона, принятой Федеральным законом от 17.12.99 г. № 212-ФЗ в соответствии со ст. 493 ГК РФ. Согласно п. 21 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 29.09.94 № 7 «О практике рассмотрения судами дел по защите прав потребителей» свидетельские показания, на которые ссылается потребитель в доказательство факта совершенной сделки и ее условий оценивается судом в соответствии со всеми собранными по делу доказательствами.
Закон «О защите прав потребителей» в п.п.2, 3 ст.18 указывает к кому предъявляются потребителем требования, предусмотренные п. 1 ст. 18. Вышеперечисленные требования предъявляются потребителем по своему выбору продавцу товара или организации, которая выполняет функции продавца на основании договора с ним. Им предъявляются любые из вышеуказанных требований. Определенные требования могут быть предъявлены потребителем непосредственно изготовителю товара или организации, выполняющей его функции на основе договора. К ним относятся требования: 1) о безвозмездном устранении недостатков товара или возмещении расходов по их исправлению 2) о замене товара на товар аналогичной марки (модели, артикула). Также потребитель вместо предъявления этих требований вправе возвратить изготовителю (но не организации, выполняющей ее функции) товар с недостатками и потребовать возврата уплаченной суммы.
В Районном суде г. Иркутска рассматривался иск Д. к Красноярскому заводу холодильников «Бирюса» о возврате уплаченной денежной суммы за холодильник. 2 ноября 1996 года потребительница заключила договор купли-продажи холодильника «Бирюса-22» с АОЗТ «Волгобытсервис» г. Иркутска, что подтверждается отметкой в паспорте и копией чека об оплате стоимости холодильника.
В процессе эксплуатации холодильника, в течение гарантийного срока, холодильник ремонтировался 3 раза в гарантийной мастерской, в том числе 2 февраля 1999 года произведено устранение постороннего шума; 25 июля 1999 года произведена замена хомутов; 29 сентября 1999 года заменен мотор-компрессора.
Понятие и конституционные принципы правового статуса человека и гражданина
В Конституции Республики Казахстан институт прав и свобод человека является ведущим правовым институтом. Этому соответствует не только месторасположение в ней раздела о правовом статусе человека и гражданина, но и провозглашение прямого действия Конституции, о чем мы уже сказали. Конституция исходи ...
Государственное регулирование в области защиты прав потребителей
В целях защиты прав и интересов потребителей определенные государственные органы осуществляют государственной контроль за соблюдением норм и правил торговли и общественного питания, порядком и дисциплиной цен, качеством и безопасностью товаров народного потребления, а также борются с злоупотреблени ...
Средства правового обучения: понятия и виды. Компьютеризация правового
обучения
Средства правового обучения– это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития. ...
Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.