Еще одной особенностью правового регулирования в рассматриваемой области было наличие большого числа подзаконных актов, регулирующих отдельные сферы взаимоотношений с участием граждан-потребителей и зачастую содержащих нормы, ущемляющие интересы потребителя. Защита прав потребителей как самостоятельная отрасль законодательства возникла в России сравнительно недавно – в начале 90-х годов. До этого времени регулирование отношений по удовлетворению потребностей граждан-потребителей осуществлялось преимущественно нормами кодифицированного гражданского законодательства, предназначенными для установления общих норм и призванными служить базой для специального законодательства. Поэтому в нормативных актах традиционно отсутствовала система специальных гарантий прав потребителей с организациями в сфере обслуживания. Кроме того, в законодательстве отсутствовала система специальных гарантий прав граждан при заключении договоров, направленных на обслуживание их потребностей.
Действующее в то время законодательство не вполне соответствовало и нормам международного права, в частности единогласно принятым 9 апреля 1985 г. «Руководящим принципам защиты интересов потребителей». Это несоответствие проявлялось, прежде всего, в том, что не все права потребителей, признанные международным сообществом (право на информацию, безопасность, просвещение, возмещение вреда, право объединяться в потребительские организации для защиты собственных интересов), были надлежащим образом законодательно урегулированы, а те, которые нашли отражение в законодательстве, не имели механизма реализации и поэтому носили декларативный характер. Ко всему прочему отсутствовала система государственной защиты интересов потребителей, а также отсутствовала компенсация морального вреда.
Такое положение способствовало созданию условий для навязывания потребителям явно невыгодных для них условий договора, товаров, не пользующихся спросом и т.д. В условиях тотального дефицита и отсутствия культуры потребления проблема необходимости специального законодательства встала особенно остро.
Первой попыткой создания законодательства в этой области стала разработка осенью 1988 года проекта закона СССР «О качестве продукции и защите прав потребителей». Большая часть этого законопроекта была посвящена проблемам обеспечения качества товаров и услуг, и лишь один раздел содержал нормы, направленные на защиту интересов потребителей. Появление этого законопроекта было шагом вперед в развитии потребительского законодательства. Впервые признавалась необходимость принятия на законодательном уровне специальных норм, закрепляющих гарантии государственной защиты интересов потребителей.
Однако, указанный закон не избежал и недостатков, а именно:
он не делал различий между потребителем-гражданином и потребителем - юридическим лицом;
основные права потребителей (право на информацию, на возмещение вреда, на объединение и др.) формулировались лишь относительно обеспечения права на качество.
Проект широко обсуждался, но был отвергнут, так как в основном его положения носили декларативный характер и не могли быть реализованы.
Переворотом в данной области законодательства можно считать принятие 22 мая 1991 г. Закона СССР «О защите прав потребителей», который так и не вступил в силу в связи с распадом СССР. Закон содержал множество положений, не разработанных в гражданском законодательстве. Преимуществом закона было наличие в нем механизмов его реализации. Закон не только требовал привычного принятия подзаконных актов, но и прямо запрещал создание ведомственных документов, затрагивающих интересы потребителей. Закон СССР «О защите прав потребителей» был одним из первых нормативных актов, закрепивших право граждан на компенсацию за причиненный моральный вред. В тоже время некоторые положения этого закона, например, право граждан на гарантированный минимум потребления, носили декларативный характер.
Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей», был принят Верховным Советом 7 февраля 1992 г., вступил в силу 7 апреля 1992 г.
Необходимость принятия специального закона, направленного на защиту интересов практически всего населения вызывалась тем, что все действовавшее ранее законодательство основывалось на приоритете интересов изготовителя и продавца, являвшихся государственными организациями, а немногочисленные законодательные нормы, которые имелись в области охраны интересов потребителя были заблокированы ведомственными нормативными актами и практически не действовали.
Определение понятия морального вреда
Конкретизируя сущность понятия «вред», важно также разделять отдельные его категории и, таким образом, определить позицию морального вреда. Как подчеркивает А.М.Эрделевский, неправильное разграничение вреда по его видам может привести к неверным выводам. В юридической науке используются различные к ...
Правовые режимы иностранных инвестиций
В силу сложившейся международной практики иностранным инвестициям может быть предоставлен один из следующих правовых режимов: национальный режим, режим наибольшего благоприятствования, режим справедливости, прозрачности. При предоставлении национального режима иностранным инвестициям национальные и ...
Ничтожная сделка. Сроки признания
сделки ничтожной
Ничтожная сделка является недействительной независимо от признания ее таковой судом (пункт 1 статьи 166). Учитывая, что Кодекс не исключает возможность предъявления исков о признании недействительной ничтожной сделки, споры по таким требованиям подлежат разрешению судом в общем порядке по заявлению ...
Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.