И еще одно немаловажное положение - если осуществление права на обязательную долю в наследстве повлечёт за собой невозможность передать наследнику по завещанию имущество, которым наследник, имеющий право на обязательную долю, при жизни наследодателя не пользовался, а наследник по завещанию пользовался для проживания (жилой дом, квартира, иное жилое помещение, дача и тому подобное) или использовал в качестве основного источника получения средств к существованию (орудия труда, творческая мастерская и тому подобное), суд может с учётом имущественного положения наследника, имеющего право на обязательную долю, уменьшить размер обязательной доли или отказать в её присуждении.
Наглядно это представляется в виде таблицы, где собраны основополагающие тезисы норм современного кодекса и норм ГК 1964 (также посвященных праву на обязательную долю в наследстве):
Ст.1149 ГК |
Ст.535 ГК 1964 |
Предоставляет право на обязательную длю в наследстве наследникам (нетрудоспособным и несовершеннолетним) первой и седьмой очереди |
Предоставляла право на обязательную долю в наследстве только наследникам первой очереди |
Исходит из того, что размер права на обязательную долю в наследстве составляет не менее ½ доли, которая причиталась бы наследнику |
Исходила из более высокого размера обязательной доли в наследстве, не менее 2/3 доли, которая причиталась бы наследнику |
Четко указывает имущество, за счет которого удовлетворяется право на обязательную долю в наследстве |
Не содержала указаний о той части наследства, за счет которой удовлетворяется право на обязательную долю в наследстве |
Устанавливает виды имущества, входящего в наследство, которое засчитывается в состав права на обязательную долю в наследстве |
Не содержала таких правил |
Исходит из того, что имущество, получаемое наследником в порядке завещательного отказа, засчитывается в право на обязательную долю в наследстве |
Не предусматривала возможность удовлетворения права на обязательную долю в наследстве за счет завещательного отказа |
Не регулирует вопрос о возможности удовлетворения права на обязательную долю в наследстве за счет предметов обычной домашней обстановки и обихода |
Позволяла удовлетворить право на обязательную долю в наследстве за счет предметов обычной домашней обстановки и обихода |
Предоставляет суду право (при наличии оснований, предусмотренных в п.4 ст. 1149) уменьшить размер обязательной доли в наследстве |
Не предоставляла суду права на уменьшение размера обязательной доли в наследств |
Как видно из представленной таблицы, новый кодекс никак не ущемляет права первоочередных наследников, в то же время предоставляя большие возможности нетрудоспособным наследникам, к которым относятся лица, находившиеся на фактическом иждивении наследодателя, т.е. лицах, которые находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию. Иждивенство малолетних детей предполагается. Факт иждивения остальных (бывший супруг, родственник пятой степени родства и т.п.) устанавливается любыми допустимыми доказательствами (справками из РЭУ, свидетельскими показаниями, предоставлением документов, данными о налоговых вычетах, представляемых налоговыми органами, решениями судебных органов и т.п.). Причем, в этот список не входят т.н. недостойные наследники (рассматриваемые в ст. 1117). Может показаться, что это противоречие – если наследник по каким-либо причинам находится в положении «недостойного», но в то же время будучи нетрудоспособным – имеет ли он право на обязательную долю в наследстве? Противоречий в данном случае нет: дело в том, что в силу ст.1117 ГК даже лица, обладающие правом на обязательную долю в наследстве, не могут быть наследниками. Иначе говоря, правила ст.1117 ГК парализуют действие правил ст.1149 (несмотря на нетрудоспособность наследников, упомянутых в ст.1149). Таким образом, законодатель исходит из принципов справедливости и моральной ответственности перед теми, кто действительно имеет право на наследство, достоин и нуждается в нем.
Контроль парламента за правительством в парламентской и
президентской республиках
Контроль за правительством по- разному выражается в президентских и парламентских республиках. В президентских республиках контрольные полномочия парламента менее разнообразны, но эффективность их поднимается в связи с отсутствием у правительста полномочий по роспуску парламента. В парламентской ре ...
Как стать арбитражным управляющим
В соответствии с действующим законодательством арбитражный управляющий (временный управляющий, административный управляющий, внешний управляющий или конкурсный управляющий) - гражданин Российской Федерации, утверждаемый арбитражным судом для проведения процедур банкротства и осуществления иных уста ...
Комитет по управлению городским имуществом
Основным нормативно-правовым актом, регулирующим деятельность Комитета по управлению городским имуществом является Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 21 сентября 2004 г. №1589 «О комитете по управлению городским имуществом». Комитет является отраслевым органом исполнительной власти Сан ...
Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.