Учитывая то, что таможенные органы ранее не осуществляли ОРД, не имели необходимого количества подготовленных для такой деятельности сотрудников и соответствующей материально-технической базы, законодатель в законе «Об оперативно-розыскной деятельности» ввел определенные ограничения в отношении прав на
осуществление ОРД в таможенных органах.
Так, ст. 9 закона установлено, что на таможенные органы не распространяются права:
¾ установления на безвозмездной либо возмездной основе отношений сотрудничества с лицами, изъявившими согласие оказывать помощь на конфиденциальной основе органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность;
¾ создания в установленном порядке легендированных учреждений, организаций, предприятий и подразделений;
¾ сбора о лицах данных, необходимых для принятия решений о выдаче лицензий на частную детективную и охранную деятельность.
Таможенные органы не вправе также проводить оперативно-розыскные мероприятия в виде наблюдения, слухового контроля, прослушивания телефонных переговоров, контроля почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, снятия информации с технических каналов связи, оперативного внедрения. На сегодняшний день Государственным таможенным комитетом проводится определенная работа с целью предоставления таможенным органам дополнительных прав осуществления ОРД.
Несмотря на перечисленные ограничения в правах осуществления ОРД, оперативные подразделения таможенных органов в рамках закона стали более эффективно вести борьбу с преступлениями в сфере таможенного дела. Право осуществления ОРД позволило таможенным органам получать упреждающую информацию о готовящихся таможенных правонарушениях и своевременно их пресекать.
Важной особенностью осуществления ОРД в таможенных органах является то, что их правоохранительная деятельность направлена, во-первых, на защиту экономических интересов республики и, во вторых, на борьбу с такими специфическими преступлениями, как контрабанда и невозвращение на территорию Республики Беларусь историко-культурных ценностей.
На мой взгляд, поставленные в курсовой работе цели были достигнуты в полном объеме. В результате работы было проведено комплексное исследование организации правоохранительной деятельности таможенных органов Республики Беларусь.
В данной работе на основе обобщения законодательства и литературных источников был рассмотрен вопрос осуществления таможенными органами правоохранительной деятельности.
Согласно ст. 312 Таможенного кодекса Республики Беларусь таможенные органы являются правоохранительными органами и составляют единую систему. Их правоохранительные функции направлены на обеспечение безопасности страны (пресечение контрабанды и иных преступлений в сфере таможенного дела), защиту интересов потребителей, выявление, предупреждение и пресечение административных таможенных правонарушений.
Также таможенные органы оказывают содействие компетентным органам в борьбе с международным терроризмом, организованной преступностью, содействуют осуществлению мер по защите государственной безопасности, общественного порядка и нравственности населения, жизни и здоровья человека, защите животных и растений, охране окружающей природной среды, защите отечественных потребителей ввозимых товаров.
Правоохранительную деятельность таможенные органы осуществляют в различных формах: административной, уголовной, оперативно-розыскной деятельности, которые взаимосвязаны между собой, дополняют друг друга и являются средствами достижения целей и решения задач, стоящих перед таможенными органами.
Административно-правовая форма правоохранительной деятельности таможенных органов проявляется в ходе выявления и пресечения административных таможенных правонарушений путем осуществления операций таможенного и валютного контроля, таможенного оформления товаров. Эти действия осуществляются в формах составления протоколов и заведения дел об административных таможенных правонарушениях, осуществления производства по ним, их рассмотрения и наложения взысканий.
Уголовно-правовая форма правоохранительной деятельности таможенных органов как органов дознания проявляется в возбуждении уголовных дел по фактам или признакам уголовных преступлений, борьба с которыми отнесена к компетенции таможенных органов, в производстве дознания по этим делам, а также участии в следственных действиях по поручению органов предварительного следствия.
Одной из форм деятельности таможенных органов, сочетающей в себе элементы правоохранительной и специальной (розыскной) деятельности, является оперативно-розыскная деятельность. Назначение этой формы деятельности заключается в применении специальных методов, в том числе конспиративных, для повышения эффективности таможенного контроля.
Источники конституционного права
Источники отрасли конституционного права – это юридические формы (акты), в которых находят свое выражение конституционно-правовые нормы. Источники конституционного права России как отрасли: Конституция РФ; Федеральные конституционные законы; Федеральные законы; Акты референдума; Конституции республ ...
Особенности организации государственного аппарата в Российской Федерации
Российская Федерация так же как и другие государства осуществляет деятельность посредством государственных органов. Следует отметить, что властными полномочиями в России располагают не только органы государства, но и органы местного самоуправления. Государственные органы Российской Федерации в лице ...
Права и свободы, обеспечивающие неприкосновенность личной жизни
Прежде чем перейти к непосредственной характеристике основных прав и свобод, обеспечивающих неприкосновенность частной жизни человека, думаю, что целесообразным будет ответить на вопрос: за что же мы все-таки ценим приватность? Права любого человека – это самый эффективный способ борьбы против прои ...
Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.