Реформы по улучшению условий содержания осужденных к лишению свободы проводились при Екатерине II и Александре I, но по существу мало что менялось. Отбывание наказания в виде лишения свободы, по общему правилу, связывалось с тяжелым физическим трудом и очень плохими условиями содержания. Самым тяжким наказанием в виде лишения свободы были каторжные работы. По Своду законов уголовных 1832 г. они делились на три разряда: 1) без срока; 2) на срок свыше восьми лет; 3) на срок от четырех до восьми лет. По Уложению о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. каторжные работы делились на семь степеней: первая - без срока и последняя (седьмая) степень - на срок от четырех до шести лет. Отбыванию наказания в виде каторжных работ предшествовало наказание плетьми от 30 до 100 ударов в зависимости от степени каторжных работ. По прибытии на место все каторжане зачислялись в разряд испытуемых и содержались в тюрьмах-острогах. Бессрочные носили ножные и ручные кандалы, срочные - только ручные. Всем каторжанам протертым порохом накладывалось на лицо клеймо. Работали они на рудниках Урала и Нерчинска. Осужденные к каторге без срока, особенно осужденные за убийство отца или матери, не переводились в отряд исправляющихся, режим им не менялся и в «состоянии дряхлости». Как уже отмечалось, лишение свободы назначалось также для отбывания в крепости, в тюрьмах или на заводах, в рабочем доме или смирительном доме.
Уголовное уложение 1903 г. предусматривало следующие виды наказаний, связанных с лишением свободы: 1) каторга без срока или на срок от 4 до 15 лет; 2) заключение в исправительном доме на срок от шести месяцев до шести лет с обязательной работой; 3) заключение в крепость на срок от двух недель до шести лет с содержанием в общих местах пребывания; 4) заключение в тюрьме на срок от двух недель до одного года с содержанием в одиночных камерах; 5) арест на срок от одного дня до шести месяцев. Для осужденных к каторге и к заключению в исправительном доме при одобрительном поведении допускалось досрочное освобождение, в первом случае с переводом на поселение с последующим освобождением, во втором - с освобождением из заключения (ст. 15-23).
В советский период лишение свободы предусматривалось во всех законодательных актах, начиная с Руководящих начал 1919г., которые устанавливали лишение свободы на определенный или на неопределенный, до наступления определенного события срок.
В УК РСФСР 1922 г. лишение свободы среди других видов социальной защиты предусматривалось на срок от 6 месяцев до 10 лет с обязательными работами, которые признавались необходимыми для исправления преступника. Лишение свободы делилось на два вида: 1) со строгой изоляцией - отбывалось в тюрьме; 2) без строгой изоляции - отбывалось в ремесленной или сельскохозяйственной колонии (ст. 32 и 34).
УК РСФСР 1926 г. предусматривал два вида лишения свободы: 1) лишение свободы в исправительно-трудовых лагерях в отдаленных местностях Союза ССР и 2) лишение свободы в общих местах заключения (пп. «б» и «в» ст. 20). Однако положения УК РСФСР, как и положения Исправительно-трудового кодекса (ИТК) РСФСР 1933 г. в отношении лиц, лишенных свободы, начиная с 1934г. по 1953г. применялись ограниченно и главным образом в отношении лиц, осужденных за общеуголовные преступления. Что касается государственных преступлений (гл. 1, ст. 581-5814 - о контрреволюционных преступлениях, ст. 591-5913 - об особо для Союза ССР опасных преступлениях против порядка управления), то УК РСФСР применялся номинально только для обозначения преступлений. Большинство дел об этих преступлениях рассматривалось не судами, а органами внесудебной расправы: особым совещанием при НКВД СССР в Москве и «тройками» на местах - при областных, краевых, республиканских управлениях НКВД. Многие граждане стали жертвами применения Закона «Об охране имущества государственных предприятий, колхозов и кооперации и укреплении общественной (социалистической) собственности» от 7 августа 1932 г., который объявлял лиц, посягающих на эту собственность, «врагами народа»; указов Президиума Верховного Совета СССР «Об уголовной ответственности за хищение государственного и общественного имущества» и «Об усилении охраны личной собственности граждан» от 4 июля 1947 г., установивших наказание в виде лишения свободы с отбыванием в исправительно-трудовых лагерях соответственно до 25 и 20 лет лишения свободы, часто независимо от стоимости и размера похищенного. В результате сотни тысяч граждан были незаконно, невинно или несправедливо осуждены, многие погибли в исправительно-трудовых лагерях, где исполнение наказания организовывалось по инструкции и приказам НКВД - МВД СССР вне рамок формально не отмененного ИТК РСФСР. Объявленная 27 марта 1953 г. амнистия не распространялась на лиц, осужденных за контрреволюционные преступления, хищения «социалистической собственности» и некоторые Другие преступления. Она не решила проблемы восстановления законности и порядка в отношении лиц, осужденных к лишению свободы. В связи с этим в 1955 г. был организован массовый пересмотр уголовных дел лиц, осужденных за указанные выше преступления комиссиями Президиума Верховного Совета СССР в регионах, где имелись исправительно-трудовые лагеря, с правом освобождения от наказания и прекращения уголовных дел от имени верховной власти. В комиссии входили представители партийных комитетов КПСС, общественных организаций, местных органов юстиции, судьи Верховного Суда РСФСР, а также лица, отбывавшие длительные сроки лишения свободы и реабилитированные. Эти комиссии пересмотрели все дела лиц, отбывающих наказание за контрреволюционные, хозяйственные и должностные преступления, а также дела о хищениях государственного и общественного имущества. Подавляющее большинство осужденных по этим делам было освобождено, часть дел вообще прекращена. В отношении лиц, осужденных за названные преступления и умерших в местах лишения свободы, Верховный Суд Российской Федерации пересматривал дела в течение последних сорока лет и реабилитировал осужденных почти по всем делам. Отказано в реабилитации было небольшому числу лиц, включая тех, которые сами занимались репрессиями, а потом стали жертвами тоталитарного режима.
Международное публичное и частное право
Международное публичное и частное право тесно связаны между собой. Нормы международного публичного и частного права направлены на создание правовых условий всестороннего развития международного сотрудничества в различных областях. Международное частное право – совокупность норм, регулирующих частно ...
Государственное регулирование в области защиты прав потребителей
В целях защиты прав и интересов потребителей определенные государственные органы осуществляют государственной контроль за соблюдением норм и правил торговли и общественного питания, порядком и дисциплиной цен, качеством и безопасностью товаров народного потребления, а также борются с злоупотреблени ...
Индивидуализация юридического лица
Индивидуализация юридического лица, т.е. выделение его из массы всех других организаций, осуществляется путем определения его местонахождения и присвоения ему наименования. Место нахождения юридического лица определяется в соответствии с п.2 ст. 54 ГК местом его государственной регистрации, если в ...
Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.