Структурно ЕНИС представляет собой централизованную информационную систему, объединяющую всех пользователей с использованием публичных каналов связи (Интернет). Сервер ЕНИС взаимодействует с пользователями системы с помощью веб-интерфейса (обычного браузера).
При работе с ЕНИС аутентификация пользователей производится по ЭЦП, аутентификация сервера при этом обеспечивается SSL сертификатом, обмен информацией ведется в защищенном режиме (SSL соединение).
Программа обеспечивает своевременную и достоверную отчетность о нотариальных действиях, эффективную работу нотариусов и их взаимодействие с республиканской и территориальными нотариальными палатами, с министерством юстиции РК. Населению в свою очередь предоставляются качественные, правовые нотариальные услуги.
За прошедший 2010 год 90 процентов нотариусов Республики Казахстан подключены к системе «е-нотариат». В 2011-2012 годах будут проведены работы по тиражированию системы по территории всего Казахстана.
Как видно из представленного выше описания ЕНИС является довольно прогрессивной справочной системой, но все-таки функционал ее сильно ограничен. И среди самых главных ее недостатков можно выделить одностороннее взаимодействие с пользователем в лице нотариусов и рядовых граждан.
Интеграция с сервисом ЭЦП (электронная цифровая подпись) могла бы существенно расширить функционал ЕНИС за счет обеспечения онлайн-приема и обработки нотариальных документов между нотариусами и их клиентами. Помимо этого существенно сократились бы сроки обновления базы данных нотариальных документов интернет-портала ЕНИС.
Вернемся к возможности использования в системе электронного нотариата электронной цифровой подписи.
Представление документов в электронной форме является разновидностью обращения в государственные органы с целью получения государственных услуг. Порядок обращения за получением государственных услуг будет регулироваться Законом РК «О государственных услугах», который в настоящее время находится на стадии законопроекта.
В то же время указанный законопроект, в его нынешнем виде, не в полном объеме отвечает потребностям казахстанского общества, поскольку не учитывает специфики представления отдельных документов в силу особенностей их принятия или особого порядка передачи. В частности, в законопроекте должен найти отражение тот факт, что в некоторых случаях нотариус не только может, но и обязан представлять документы в электронном виде.
Предусмотренный в проекте Закона «О государственных услугах» порядок представления документов в электронном виде действует лишь в отношении документов, удостоверяемых и предъявляемых гражданином. Следовательно, он не может быть применен для случаев представления договоров и иных документов, удостоверенных иными лицами, несколькими лицами, в том числе удостоверенных нотариально.
Так же принципиально не решен вопрос о средствах электронной индивидуализации юридических лиц и получения ими государственной услуги. Таким образом, можно говорить о существовании проблемы, требующей глобального и частного решения.
Если говорить о глобальном решении, то требуется принятие системы государственных нормативно-правовых актов, регулирующих электронный документооборот между частными лицами, а также документооборот с участием органов публичной власти, в том числе между органами власти. По-видимому, законодательная модель должна быть следующей. В ГК РК необходимо определить понятие электронного документа (уведомления, сделки и др.) и допустимость его направления (совершения) в определенных случаях.
Общие требования к электронному документообороту должны найти отражение в специальном законе, где следует закрепить правила заверения электронного документа, контроля аутентичности отправки и др. Также необходимо решить вопрос о средствах индивидуализации при электронном документообороте юридических лиц и государственных органов.
Принципиально важно отразить в проекте Закона «О государственных услугах» правила ведения публичных электронных реестров, общие требования к их сохранности, порядку ведения и организации доступа. В связи с появлением электронных баз данных широкого доступа они получат приоритет над источниками на бумажных носителях, который должен быть закреплен в Законе.
По существу должна быть сформирована система электронных реестров с широким, но регламентируемым доступом, начиная от реестра законов, указов Президента РК, постановлений Правительства РК, реестров юридических лиц и предпринимателей, прав на недвижимость, актов гражданского состояния, и кончая реестрами актов, принимаемыми лицами, выполняющими государственные функции – нотариусами, арбитражными управляющими, кадастровыми инженерами и др. Система ведения таких реестров должна подчиняться общим принципам, на все должно быть закреплено право собственности государства.
Содержание трудового договора
Под содержанием трудового договора понимаются все условия, определяющие права и обязанности его сторон - работника и работодателя. Эти условия устанавливаются законами, иными нормативными правовыми актами о труде либо определяются самими сторонами. В трудовом договоре могут быть индивидуализи ...
Границы между реализацией права и злоупотребления им
Гражданское законодательство использует большое количество понятий. Одним из них законодательство дает развернутые определения, другие обозначены только одним термином; некоторые находятся в составе императивных правил, иные являются элементом диспозитивных норм. Есть понятия видовые, родовые, един ...
Понятие и содержание института изменения вида
исправительного учреждения
Институт изменения вида исправительного учреждения известен со времен возникновения советского исправительно-трудового законодательства. Уже во Временной инструкции "О лишении свободы, как меры наказания и о порядке отбывания такового", принятой НКЮ РСФСР 23 июля 1918 г., признавалась нео ...
Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.