В отличие от договора подряда (гл. 37 ГК) гл. 38 ГК имеет более простую структуру. В ней не выделяются общая часть и отдельные параграфы, посвященные особым видам договоров, хотя уже из определения, приведенного в п. 1 ст. 769 ГК, видно, что нормы гл. 38 ГК посвящены двум разновидностям договоров - договорам на проведение научных исследований и договорам на выполнение опытно-конструкторских и технологических работ.
Нормативная база, регулирующая научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы, весьма обширна. В первую очередь следует упомянуть такие законы, как Закон РФ от 9 июля 1993 г. "Об авторском праве и смежных правах" <1>, Патентный закон от 23 сентября 1992 г. <2>, Закон РФ от 23 сентября 1992 г. "О правовой охране топологий интегральных микросхем" <3>. Важное значение имеет Федеральный закон от 23 августа 1996 г. "О науке и государственной научно-технической политике". Необходимость учета интересов государства обусловила принятие таких нормативных актов, как Указы Президента РФ от 14 мая 1998 г. N 556 "О правовой защите результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения"; от 22 июля 1998 г. N 863 "О государственной политике по вовлечению в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности и объектов интеллектуальной собственности в сфере науки и технологий"; Постановление Правительства РФ от 29 сентября 1998 г. N 1132 "О первоочередных мерах по правовой защите интересов государства в процессе экономического и гражданско-правового оборота результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения" <6>. В той части, в которой результаты работ получают охрану в качестве сведений, составляющих коммерческую тайну, применяется Указ Президента РФ от 6 марта 1997 г. N 188 "Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера", а в части, составляющей государственную тайну, - Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. "Об информации, информатизации и защите информации".
2. Специальных требований к форме договоров гл. 38 ГК не устанавливает, поэтому должны применяться общие правила о формах сделок. В случаях когда работы выполняются для государственных нужд, порядок заключения и форма договора определяются правилами, установленными для договоров подряда для государственных нужд.
3. Сторонами договора являются заказчик и исполнитель. Исполнителем могут выступать любые юридические и физические лица, лицензирование деятельности по НИОКР не предусмотрено. Вместе с тем исполнителями выступают, как правило, специализированные научно-исследовательские, конструкторские организации, для которых НИОКР - основные или ведущие виды деятельности. На стороне заказчика могут выступать любые субъекты гражданского права - граждане, юридические лица, публичные образования.
4. Предметом договора на выполнение научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских или технологических разработок, что следует из самого понятия, является деятельность по выполнению этих работ и передача их результатов заказчику.
Раскрывая содержание предмета, необходимо оценивать специфику работ и получаемого результата.
Закон "О науке и государственной научно-технической политике" (ст. 2) раскрывает содержание таких категорий, как "научно-исследовательская деятельность", "фундаментальные научные исследования", "прикладные научные исследования", "научно-техническая деятельность", "экспериментальные разработки".
Научно-исследовательская деятельность - общая родовая категория, объединяющая исследования фундаментального и прикладного характера. Сами эти исследования отличаются друг от друга уровнем творческого осмысления стоящих перед исполнителем проблем.
Фундаментальные исследования направлены на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей среды. Прикладные исследования направлены на применение существующих знаний и в известной степени производны от них.
Ограниченные вещные права по использованию чужих
жилых помещений
Ограниченные вещные права пользования жилыми помещениями по сути представляют собой разновидности также известного еще римскому праву узуфрукта, т.е. вещного права на получение выгод (в том числе плодов и доходов) от использования чужой недвижимой вещи при сохранении се субстанции. Во-первых, речь ...
Проблемы института третейского разбирательства в РФ
Сочетание государственного судопроизводства с альтернативными формами рассмотрения дел в настоящее время является перспективным направлением развития системы разрешения правовых конфликтов как на национальном, так и на международном уровнях. Участники гражданского оборота все больше обращаются к тр ...
Прекращение трудового договора гражданина, проходящего альтернативную
гражданскую службу
Под прекращением трудовых правоотношений граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, и их работодателей следует понимать прекращение такими гражданами трудовой деятельности. В то же время в одних случаях фактическое прекращение трудовой деятельности граждан, проходящих альтернативную гра ...
Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.