В соответствии с ч. 1 ст. 77 Конституции РФ система органов государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом.
Исполнительная власть в субъектах РФ организуется и функционирует на общих для всех ветвей и уровней государственной власти конституционных основах единства системы государственной власти, разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную, разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, самостоятельности органов местного самоуправления. Они находят свое продолжение в конституциях и уставах субъектов, однако не все субъекты смогли предложить адекватное их отражение.
Система органов исполнительной власти – составная часть системы органов государственной власти субъектов Федерации и, следовательно, обладает общими родовыми признаками последней. Вместе с тем ей присущи значительные особенности, вытекающие из природы исполнительной власти, ее значения и места в системе государственно-правовых институтов.
Понятие «система органов» всегда вызывало сложности в юридической практике, как правотворческой, так и правоприменительной, поскольку не предполагает однозначного определения. В ряде законов субъектов Федерации имеются легальные дефиниции понятия системы органов исполнительной власти; впрочем, ни одна из них не может быть признана удачной. Так, согласно ст. 1 Закона Орловской области «О системе органов исполнительной государственной власти Орловской области», система органов исполнительной государственной власти Орловской области именуется администрацией Орловской области. А в соответствии со ст. 1 Закона Псковской области «О системе органов исполнительной власти Псковской области» – в систему органов исполнительной власти области в соответствии с Уставом Псковской области входят высший исполнительный орган государственной власти – Администрация Псковской области и иные органы исполнительной власти области. Администрация области возглавляет систему органов исполнительной власти области. В этих и других законах система органов определяется с точки зрения ее состава – набора органов исполнительной власти субъекта Федерации, которые эту власть осуществляют. В данном случае очевидно влияние постановления Конституционного Суда РФ от 27 января 1999 г. по делу о толковании ст. 71, 76 и 112 Конституции РФ, в котором, кстати, не определяется понятие системы федеральных органов исполнительной власти, а констатируется, что в эту систему входит Правительство РФ, а также министерства и другие федеральные органы исполнительной власти (п. 1 резолютивной части постановления).
Полагаем, что понятие «система органов исполнительной власти субъектов РФ» означает совокупность этих органов, объединенных общими целями, задачами и принципами деятельности и дифференцированных в зависимости от места в иерархии исполнительной власти, характера компетенции, организационно-правовых форм строения и деятельности, а также ряда других признаков, с выделением внутрисистемных и межсистемных взаимосвязей.
Каждый субъект Федерации самостоятельно определяет тот набор нормативных правовых актов, которые будут регулировать организацию и функционирование его системы исполнительной власти, зачастую комбинируя содержание названных выше актов; при этом в таком регулировании в обязательном порядке участвуют конституция или устав, а также законы и подзаконные акты, принятие которых прямо предусмотрено федеральным законодательством. Например, подобные предписания содержатся в подпункте «м» п. 2 ст. 5, п. 4 ст. 17, п. 3 ст. 20 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», хотя и не все субъекты стараются своевременно приводить свои правовые акты в соответствие с ним.
Обсуждение законопроекта
Следующей стадией законодательного процесса является обсуждение внесенного в порядке законодательной инициативы законопроекта. Обсуждение в данном случае осуществляется непосредственно самим законодательным органом. В ходе обсуждения проект подвергается всестороннему исследованию, глубокому и детал ...
Факторы и мотивы преступного поведения
Преступное поведение возникает при действии негативных личностных и социальных факторов, а также психических аномалий. Мотивы преступного поведения обладают определенной спецификой. Она проявляется в следующем: антисоциальности мотивов, большей частью проявляющаяся в узколичностных побуждениях дейс ...
Предпосылки
усиления роли юрисконсультов
После экономического кризиса 1970-х годов корпорации были вынуждены пойти на существенное сокращение издержек. Одной из значительных статей расходов была трата на юридическое обслуживание со стороны адвокатских контор, причем цены на их услуги постоянно росли. Выход напрашивался сам собой: необходи ...
Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.