Исполнение распределительной функции является одним из наиболее иллюстративных факторов эффективности деятельности государственного аппарата. Результаты вмешательства государства в экономику в данном случае носит более целенаправленный характер по сравнению с другими экономическими функциями государства (правовой, перераспределительной и стабилизационной), которые оказывают более косвенное влияние. Реформы государственного управления, проводимые в течение последнего десятилетия в России, были сосредоточены, в том числе, на повышении эффективности деятельности государственных органов. Тем не менее, по мнению отечественных и зарубежных исследователей, могут быть выделены определенные направления оптимизации взаимодействия государственных органов при исполнении основных функций государства.
Институциональные ограничения повышения эффективности осуществления распределительной функции государства
Распределительная функция реализуется в первую очередь исполнительной ветвью государственной власти. Изучение теоретических подходов и международного опыта осуществления распределительной функции, свидетельствует о том, что для обеспечения таких ее направлений, как организация производства общественных благ и регулирование внешних эффектов, более эффективным является применение различных управленческих подходов. Характер взаимодействия государственных органов при организации производства общественных благ существенно отличается от случая регулирования внешних эффектов. Пренебрежение данной особенностью может привести к искажающим эффектам в реализации мероприятий по повышению эффективности деятельности государственных органов в России и осуществления распределительной функции в целом.
Проведенное исследование находится на пресечении таких дисциплин, как теория общественного сектора и государственное управление.
Под распределительной функцией понимаются действия государства по компенсации "провалов рынка" - организация производства общественных благ, регулирование внешних эффектов и др. Далее анализ переходит в плоскость государственного управления - каким образом должна быть организована деятельность государственных органов для осуществления данной функции. На базе основных научных подходов в государственном управлении (теория бюрократии Вебера, теория Вильсона о политическом контроле, научного менеджмента Тэйлора в сфере государственного управления, представителей "нового государственного управления" (Худ, Осборн и Геблер и др.), теория бюрократии Нисканена) было выдвинуто предположение о различном характере взаимодействия государственных органов при организации производства общественных благ и регулировании внешних эффектов. Последующее изучение международной практики организации деятельности государственных органов по осуществлению данных функций подтвердило данный тезис.
Затем была подвергнута анализу законодательная и нормативно-правовая база организации деятельности органов исполнительной власти Российской Федерации с точки зрения оценки эффективности осуществления распределительной функции государства.
Проведенный анализ позволил очертить особенности характера взаимодействия государственных органов при исполнении двух выбранных функций. В связи с этим, представляется более эффективным при организации производства общественных благ применять управленческие технологии, ориентированные преимущественно на результат, а для регулирования внешних эффектов сочетать элементы традиционной бюрократической организации и результативного управления.
Тем не менее, при изучении законодательной и нормативно-правовой базы организации деятельности органов исполнительной власти Российской Федерации был выделен ряд институциональных ограничений для повышения эффективности осуществления распределительной функции государства: а) существующий порядок взаимодействия федеральных министерств и агентств по поводу организации производства общественных благ; б) существующий порядок взаимодействия федеральных министерств и служб по поводу контроля и надзора за исполнением законодательства, регулирующего внешние эффекты; в) отсутствие независимого внешнего контроля за деятельностью государственных органов по осуществлению распределительной функции государства и др.
Принятие и одобрение
В России Федеральные законы принимает Госдума РФ – за его принятие должно отдать свой голос большинство депутатов. В течение пяти дней Закон должен быть передан Совету Федерации. Закон считается одобренным, если за него проголосовало большинство членов Совета Федерации. В случае отклонения Федераль ...
Методика расследования взяточничества
Взяточничество - это получение должностным лицом лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера за действия (бездействия) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействия) входят в служебные полномочи ...
Научение агрессии путем наблюдения
Альберт Бандура, ведущий сторонник теории социального научения, убежден, что мы научаемся агрессии не только потому, что это бывает выгодным (например, агрессивный ребенок получает больше лакомства или лучшую игрушку), но также принимаем ее как модель поведения, наблюдая за другими людьми. В 1961 г ...
Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.