Раздел II Конституции РМ содержит в себе перечень основных прав, свобод и обязанностей личности в нашем государстве. Законодателем включена в текст Конституции научная классификация прав и свобод на личные, политические и социально-экономические. Именно в соответствии с таким деление рассмотрим данный институт в свете его правового регулирования национальным законодательством, а так же законодательством некоторых других стран.
1. Личные права и свободы граждан.
Личные конституционно-правовые права являются наиболее важными, социально значимыми. Объектом личных прав являются такие блага, которые нераздельно связаны с личностью. Исходная концепция Конституции РМ – приоритет прав личности над интересами общества и государства. Ст. 1 Конституции провозглашает, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью и гарантируются. В конституции Испании 1978 года (п. 1 ст. 10) закреплена общая философская концепция прав и свобод: "Достоинство личности, неотчуждаемость ее прав, ее свободное развитие, уважение закона и прав других людей является основой политического порядка и социального мира".
К личным правам и свободам граждан в РМ относятся:
право на жизнь, физическую и психическую неприкосновенность (ст. 24);
право на свободу и личную неприкосновенность (ст.25);
право на свободу передвижения (ст. 27);
право на выбор места пребывания и жительства (ст.27);
право на неприкосновенность частной жизни (ст.28);
право на неприкосновенность жилища (ст.29);
тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых и телеграфных и иных сообщений (ст.30);
свобода совести (ст.31);
свобода мысли, мнений и выражений (ст.32);
свобода художественного и научного творчества (ст.33);
право на благоприятную окружающую среду (ст.37);
право на пользование родным языком и на выбор языка общения, воспитания, обучения, творчества (ст. ст. 10,13).
Государство гарантирует человеку его физическую и психическую неприкосновенность. Игнорирование этого представляет барьеры на пути развития личности, формирования его творческих, интеллектуальных способностей, что в конечном итоге отрицательно сказывается на всем обществе.
Ст. 24 Конституции устанавливает, что никто не может подвергаться пыткам, жестокому и бесчеловечному либо унижающему его достоинство наказанию и обращению. Даже применяемые меры наказания не должны сопровождаться унижением достоинства человека. Это право свойственно каждому цивилизованному обществу.
Право на жизнь является естественным неотъемлемым правом человека. Никто не может быть произвольно лишен жизни. Обязанность государства защищать жизнь человека. Каждый также имеет право защищать свою жизнь, здоровье, жизнь и здоровье других лиц (т.н. необходимая оборона и крайняя необходимость) от противоправных посягательств. В практическом отношении право на жизнь призвано активизировать действия всех государственных структур, общества и отдельных граждан на обеспечение безопасной социальной и природной среды обитания, жизненных условий. На обеспечение данного права должна быть направлена политика государства об отказе от войны, эффективная борьба с преступлениями против личности, отказ от применения смертной казни. Ст. 15 Конституции Испании 1978г. гласит : « Все имеют право на жизнь, на физическую и моральную неприкосновенность и ни в коем случае не могут подвергаться пыткам или негуманным или унизительным наказаниям. Смертная казнь отменяется, за исключением случаев, предусмотренных военно-уголовными законами, действующими во время войны».
Конституционное право на жизнь часто используется в качестве аргумента сторонниками запрещения абортов. Так, в Конституции Словакии провозглашается: «Жизнь достойна охраны уже до рождения». В РМ аборты разрешены, и жизнь в соответствии с предписаниями законодательства охраняется с первого крика ребенка, который свидетельствует о первом вздохе.
С правом на жизнь существует так же проблема эвтаназии – причинения легкой смерти безнадежно больному по его просьбе с целью избавления от мучений. В мире все больше находится сторонников эвтаназии, считающих подобное причинение смерти гуманным, однако в РМ ст.148 УК от 2002г. устанавливает уголовную ответственность за подобные деяния в виде лишения свободы сроком от 3 до 7 лет.
В обеспечение права на жизнь ст. 34 Конституции устанавливает право на информацию об общественных делах и по вопросам личного характера. Ст. 37 гарантирует право на свободный доступ к информации о природной среде, продуктах питания и быта, условиях жизни и труда. Связанным с правом на жизнь является и право на благоприятную, чистую и экологически безопасную окружающую среду.
Ст. 25 Конституции закрепляет право на свободу и личную неприкосновенность. Неприкосновенность человека – это его личная воля распоряжаться в рамках закона своими действиями и поступками, пользоваться свободой передвижения. Ограничения допустимы лишь в связи с совершением наказуемых противоправных деяний или изолированием от общества в случае заболевания, представляющего опасность для окружающих. Никто не может быть подвергнут аресту, заключению под стражу, принудительным мерам медицинского характера кроме как на основании решения суда, вынесенного в строгом соответствии с предусмотренной уголовно-процессуальным законодательством процедурой. Аналогичные предписания мы встречаем в ст. 17 испанской конституции: «Каждый человек имеет право на свободу и безопасность. Никто не может быть лишен своей свободы иначе, как в соответствии с положениями настоящей статьи и в случаях и форме, предусмотренных законом».
Виды форм права
В мировом юридическом пространстве известны следующие виды источников права в специальном юридическом смысле (рис. 1.1): Рис. 1.1. Виды источников права Исторически первым видом был правовой обычай - обычай, санкционированный государством. Правовой обычай по содержанию остается тем же самым правило ...
Понятие и предмет конституционного
права
Прежде чем дать определение, что такое конституционное право и говорить, что собой представляет предмет данной отрасли права, следует сказать, что конституционно право это одна из важнейших отраслей права, направленная на регулирование многих общественных отношений. Итак, конституционное право - пр ...
Контроль парламента за правительством в парламентской и
президентской республиках
Контроль за правительством по- разному выражается в президентских и парламентских республиках. В президентских республиках контрольные полномочия парламента менее разнообразны, но эффективность их поднимается в связи с отсутствием у правительста полномочий по роспуску парламента. В парламентской ре ...
Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.