Институт прав и свобод человека и гражданина является основой конституционализма во всяком государстве, декларирующем себя правовым. Идея о том, что люди от рождения свободны и равноправны, что им в силу рождения принадлежит ряд неотчуждаемых прав, легла в основу первых конституционных актов, принимавшихся в ходе буржуазных революций XVII – XVIII вв.
Институт прав и свобод личности содержит в себе два самостоятельных подинститута – институт прав и институт свобод. Юридическое различие между правом и свободой провести довольно трудно. Субъективное право – это мера возможного поведения лица признаваемая и гарантируемая государством. Многие считают, что данное определение подходит и к свободе (свобода совести, свобода вероисповедания, свобода мысли и свобода слова и т.д.). Так, например, ч. 1 ст. 11 германского Основного закона гласит: «все немцы пользуются свободой передвижения в пределах федеральной территории», а ч. 2 той же статьи: «это право может ограничиваться лишь законом». Все же когда идет речь о субъективном праве, предполагается наличие более или менее определенного субъекта, на котором лежит обязанность, соответствующая этому праву. Например, если провозглашается право на охрану здоровья (ст. 36 Конституции РМ), обязанным субъектом по природе вещей должны выступать государственные учреждения здравоохранения. Когда же говорится о свободе, имеется в виду запрещение эту свободу отрицать или ограничивать, обращенное к неопределенному кругу лиц, обязанных уважать эту свободу. Так, если провозглашена свобода слова (ст.32 Конституции РМ), человек вправе требовать у государства защиты от любого субъекта, препятствующего ему ею пользоваться. Интересно характеризует соотношение права и свободы профессор М.В. Баглай: «Часть дозволенного определяется через права человека. Закрепление прав необходимо для того, чтобы помочь человеку осознать свои возможности, но ни один набор прав не исчерпывает содержания свободы».
Возникновение понятия "права человека" неразрывно связано с появлением и распространением идей естественного права. Уже в V–IV вв. до н.э. древнегреческие философы (Ликофрон, Антифон, Аристотель, Эпикур, Цицерон, Папиниан, Ульпиан и др.) утверждали, что все люди равны от рождения и имеют одинаковые, дарованные природой права. Аристотель одним из основополагающих считал право на частную собственность, которое отражает природу самого человека и основано на его любви к самому себе.
В период феодализма многие естественно-правовые идеи облекались в религиозную оболочку. Правовое положение человека в обществе и государстве определялось его принадлежностью к определенному сословию, божественными законами. По сей день теологические идеи о правовом статусе личности остаются неизменными. Папа Римский пишет, что «права человека были предначертаны Создателем при сотворении мира и неверно говорить, что их «даруют» какие-либо институты – государства или международные организации. Эти структуры лишь осуществляют предначертание Господне – написанный в сердцах закон».
Начиная с И.Канта (1724-1804), просвещенная европейская мысль культивировала начала автономности, абсолютной самоценности, самозаконности личности в трудах Локка, Монтескье, Руссо, Бентама и других мыслителей. Правовой статус личности начинает ассоциироваться с системой неотъемлемых прав человека. С развитием имущественных отношений права человека постепенно переходили в реальную действительность, закрепляясь в государственно-правовых и международно-правовых документах.
Одним из первых юридических документов, отражающих права человека в систематизированном виде, была Верджинская декларация (1776г.), положенная в основу Билля о правах Конституции США (1791г.). Немаловажное значение имеет французская Декларация прав человека и гражданина (1789 г.). Основополагающие права человека, закрепленные в этом правовом документе (на собственность, личную свободу и безопасность, на сопротивление насилию), до сих пор не утратили своей актуальности. В развернутом виде права человека получили отражение во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН (1948 г.). Важную роль с точки зрения реальности, гарантий осуществления прав и свобод человека играют Международный пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.). В настоящее время права человека получили широкое отражение в конституциях и законодательных актах большинства государств, являющихся членами Организации Объединенных Наций. Стремление нашей страны решительно и в полном объеме учитывать в законодательстве и соблюдать на практике права человека выражено в принятии Конституции Республики Молдова (раздел 2 «Основные права, свободы и обязанности»).
Современное состояние ипотечного рынка в России
Правовую основу ипотечного жилищного кредитования составляют федеральные (общероссийские) и местные нормативные правовые акты. Федеральную правовую базу ипотечного жилищного кредитования в настоящее время образуют: - Гражданский кодекс РФ (части первая, вторая и третья); - Федеральный закон от 16 и ...
Способы и механизмы защиты чести, достоинства и
деловой репутации в Российской Федерации
В статье 45 Конституции РФ записано: "Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом". Конкретные же механизмы и способы защиты, как правило, устанавливаю ...
Правовые последствия признания
недействительности сделок
Недействительность части сделки влечет за собой недействительность сделки в целом, если сделка может быть совершена и без включения недействительных условий. Если сделка была признана недействительной это влечет за собой определенные правовые последствия. К таким последствиям относятся: - двусторон ...
Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.