Подобные подходы не позволяют правоохранительным и контролирующим учреждениям четко определять направление своих усилий, поскольку не дают ясного представления об обязательных признаках коррупционного преступления. Этот же недостаток можно найти и в определении, предложенном В.Е.Эминовым, который полагает, что «коррупционное преступление – это предусмотренное в уголовном кодексе общественно опасное деяние, которое непосредственно посягает на авторитет и законные интересы службы и выражается в противоправном получении государственным, муниципальным или иным публичным служащим либо служащим коммерческой или иной организации (в том числе международной) каких-либо преимуществ (имущества, прав на него, услуг или льгот) либо в предоставлении последним таких преимуществ». Он исключил из предлагаемого определения указание на то, что субъект коррупционного преступления использует свое должностное или служебное положение, предоставленные ему в связи с этим полномочия.
Некоторые авторы при определении термина «коррупционное преступление» выделяют признак устойчивой связи коррупционных отношений. Представляется, что такая точка зрения не является правильной. Коррупционные связи не обязательно должны носить устойчивый характер. Они могут быть и разовыми, но от этого они не становятся менее опасными. Каждое единичное коррупционное деяние причиняет определенный вред государству, влечет негативные последствия и в совокупности с другими коррупционными правонарушениями составляет негативное социальное явление – коррупцию.
С.В.Максимов сформировал определение понятия коррупционной преступности как целостной, относительно массовой совокупности преступлений, посягающих на авторитет государственной службы или службы в органах местного самоуправления, выражающихся в незаконном получении преимуществ лицами, уполномоченными на выполнение государственных функций, либо в предоставлении данным лицам таких преимуществ, а также совокупность самих этих лиц. Он дал наиболее полную характеристику признаков коррупционного преступления. Обоснованно выделил такие его признаки, как непосредственное нанесение ущерба авторитету публичной службы (государственной службы или службы в органах местного самоуправления); незаконный (противоправный) характер получаемых государственным (муниципальным) служащим преимуществ (имущества, услуг или льгот); использование виновным своего служебного положения вопреки интересам государственной службы или службы в органах местного самоуправления; наличие у субъекта, совершившего коррупционное преступление, признаков лица, принадлежащего к одной из категорий, указанных в примечании к ст. 285 УК РФ, за исключением дачи взятки должностному лицу, которая наказывается вне зависимости от того, является виновный государственным (муниципальным) служащим или нет; наличие у виновного умысла на причинение ущерба законной деятельности государственного или муниципального аппарата, авторитету государственной или муниципальной службы; наличие у виновного корыстной или иной личной заинтересованности.
Таким образом, коррупция относится к тем социальным явлениям, которые постоянно пребывают в центре внимания ученых, мыслителей, политиков, общественных деятелей, поэтому сказать, что она слабо изучено, нельзя.
Однако если в уголовно-правовом и криминологическом аспектах это явление исследовано настолько, что созданы предпосылки для формирования соответствующего криминологического направления – «коррупциологии», которое сможет соединить усилия юристов, социологов, политологов и других специалистов в разработке и реализации этой сложнейшей комплексной проблемы, то криминалистические аспекты борьбы с коррупционной преступностью требуют более пристального внимания.
Для научного поиска в области совершенствования методики расследования в советский период характерны работы, посвященные борьбе с отдельными видами должностных преступлений, которые в настоящее время отнесены к коррупционным. Однако комплексного исследования, посвященного выявлению и расследованию коррупционных преступлений, не проводилось. Причиной этого видится все то же отрицание советскими властями коррупции как явления.
Но нельзя сказать, что на современном этапе ситуация изменилась коренным образом. В научных изданиях опубликованы немногочисленные статьи, посвященные некоторым проблемам выявления и расследования отдельных видов коррупционных преступлений. Существуют разделы в учебных курсах и методических пособиях, посвященных расследованию взяточничества, к которому, как уже указывалось ранее, нельзя свести все коррупционные преступления.
В Республике Беларусь проведены диссертационные исследования, касающиеся лишь отдельных аспектов борьбы с коррупцией. Это работы О.В.Марковой и М.Г.Жук, посвященные борьбе с легализацией (отмыванием) материальных ценностей, приобретенных преступным путем; А.И.Добродея, который дал уголовно-правовую оценку взятке; А.З.Игнатюка, исследовавшего теоретико-правовые и прикладные аспекты борьбы с контрабандой и иными таможенными правонарушениями в союзе России и Беларуси; В.Г.Говзича, который проанализировал оперативно-розыскные меры борьбы с незаконным предпринимательством; Н.А.Легенченко, посвятившей свое исследование организованной преступности, неотъемлемой частью которой является коррупция; О.З.Рыбаключевой, рассматривавшей уголовную ответственность сотрудников органов внутренних дел за превышение власти или служебных полномочий. Но даже в совокупности с работами о коррупции в целом этого крайне мало для разработки эффективных мер борьбы с коррупционными преступлениями.
Категории лиц, к которым применяются принудительные меры медицинского
характера
Принудительные меры медицинского характера могут применяться к следующим категориям: 1) лица, совершившие деяния, предусмотренные статьями Особенной части УК РФ в состоянии невменяемости. Согласно ст. 21 УК РФ невменяемыми признаются лица, которые не могли осознавать фактический характер и обществе ...
Исполнительный орган акционерного общества
Оперативной работой фирмы руководит исполнительный орган, возглавляющий и реализующий весь производственно-хозяйственный процесс. Согласно п. 2 ст. 69 Закона «Об акционерных обществах» к компетенции исполнительного органа акционерного общества относятся все вопросы руководства текущей деятельностью ...
Основные проблемы в развитии паралимпийского
спорта
Существующая нормативная правовая база не решает в должной мере проблемы паралимпийского спорта. Спортивные традиции, экономический, научный и кадровый потенциал используются в этих целях недостаточно. Основными причинами сдерживающими развитие паралимпийского спорта среди инвалидов являются: малоч ...
Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.