Деловая репутация может быть защищена двумя путями. Первый путь: статья 152 ч.1 Гражданского Кодекса РФ. Второй вариант защиты предусмотрен Законом о конкуренции. П.1 ст.3, п.1 ст.2 Закона, среди основных целей, задач и функций антимонопольного комитета обозначают такую, как пресечение недобросовестной конкуренции, в том числе и нанесении ущерба деловой репутации. Правда субъектом, имеющим право на защиту по Закону о конкуренции, может быть хозяйствующий субъект, входящий в предусмотренный ст.4 перечень. Исходя из этого, право на обращение в Антимонопольный комитет не имеют те хозяйствующие субъекты, которые не вправе обращаться за защитой своих интересов в Арбитражный суд.
Именно способность быстро привлечь или ограничить нарушение антимонопольного законодательства обязать в административном порядке восстановить первоначальное положение путём подачи в адрес нарушителя обязательного для исполнения соответствующего предписания, делает путь защиты деловой репутации через обращение в Федеральную Антимонопольную Службу (далее - ФАС) эффективным с точки зрения хозяйствования.
Но обращение субъекта за защитой от недобросовестной конкуренции в Комитет, как административный орган, не исключает двух других возможностей:
а) параллельное обращение: и в ФАС и в Арбитражный суд;
б) обращение в Арбитражный суд самого комитета с иском о запрещение недобросовестной конкуренции, восстановлении первоначального положения, взыскания убытков в пользу потерпевшего.
Причём нельзя говорить о том, что в последнем случае ФАС будет всегда выступать в качестве процессуального истца, т.е. защиту хозяйствующего субъекта.
При обращение с иском о защите деловой репутации истец должен представить доказательства, что данный спор связан с его предпринимательским либо иной экономической деятельностью.
Не всегда решение, принятое судом выполняется. Здесь законодатель предусмотрел наложение штрафа для нарушителей (п.3 ст.152 ГК РФ), взыскиваемого предусмотренным в процессуальном порядке в доход РФ. Но уплаченный штраф не освобождает нарушителя от обязанности выполнить предусмотренное решением суда обязательство.
В некоторых случаях о человеке распространяются сведения, хотя из соответствующей действительности, но содержащие его негативную характеристику (прежняя судимость, нахождение в психиатрической больнице и т.д.). Не исключено, что разглашение и распространение подобного рода фактов создаёт человеку дискомфорт и способно причинить ему определённые душевные волнения и переживания. Российское законодательство не предусматривает санкций за распространение такого рода сведений. В специальной литературе высказываются различные точки зрения на этот счёт.
Одни специалисты считают, что институт диффамации несовместим с нашим законодательством. Другие, наоборот, считают такое положение неправильным, ибо огласки могут придаваться сведения, которые не влияют на общественную оценку личности, но вызывают душевные страдания, а иногда и психические потрясения человека.
Здесь должен быть дифференцированный подход, ибо появление информации о порочащих гражданина обстоятельствах вызывается различными причинами. В частности, информация о недостойных действиях субъекта может диктоваться общественными потребностями, соображениями воспитательного характера.
Придание гласности неблаговидных поступков гражданина, которые выходят за пределы личной сферы и затрагивают интересы каких-либо коллективов или общества в целом, является допустимым и оправданным. Разумеется, одни и те же аморальные действия не должны наказываться бесконечно.
Ответственность за распространение не соответствующих действительности порочащих сведений наступает независимо от того, в какой форме — устной, письменной, в средствах массовой информации и т.п., были распространены эти сведения.
Следует обратить внимание на то, что указанная ответственность наступает и в том случае, когда не соответствующие действительным порочащие сведения были распространены лицом при исполнении служебных обязанностей.
В случае распространения подобных сведений в устной форме ответственность обычно возлагается на само должностное лицо, а в случае распространения сведений в письменной форме — на учреждение, предприятие или организацию, от имени которого действовало должностное лицо. В тех случаях, когда такое учреждение, предприятие или организация не используются правом юридического лица, ответственность несёт его вышестоящий орган.
Право потребителя на надлежащее качество товара
Одним из важнейших прав потребителя, провозглашенных Законом, является право на получение товаров надлежащего качества. Статья 4 Закона «О защите прав потребителей» содержит несколько критериев качества товара. Во-первых, качество товара должно соответствовать договору. Гражданский кодекс Российско ...
Признаки и определение государства
Необходимо отметить, что между первобытнообщинным строем и государством лежит переходный период, для которого характерно сочетание элементов родоплеменной организации и государства. Этот период учеными называется протогосударство. Определенную роль здесь продолжают еще играть народные собрания и со ...
Органы опеки и попечительства
Случается так, что дети в силу различных обстоятельств остаются без попечения родителей. Для помощи таким детям во всех городах, районах создан специальные органы-органы опеки и попечительства. Закон возлагает на них обязанность выявлять детей, оставшихся без родительского попечения, устраивать их ...
Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.