Ст. 156 КТМ РФ приводит перечень оснований, дающих право любой из сторон договора морской перевозки груза отказаться от его исполнения:
1) военные или иные действия, создающие угрозу захвата судна или груза;
2) блокада места отправления или места назначения;
3) задержание судна по распоряжению соответствующих властей по причинам, не зависящим от сторон договора морской перевозки груза;
4) привлечение судна для государственных нужд;
5) запрещение соответствующими властями вывоза груза, который предназначен для перевозки, из места отправления в место назначения.
При отказе от исполнения договора по указанным основаниям стороны не вправе требовать друг от друга возмещения убытков, кроме как в случаях, если перечисленные обстоятельства могли повлечь лишь кратковременную задержку судна.
Если такой отказ происходит во время рейса, то перевозчику должны быть возмещены расходы на груз, а также выплачен фрахт в размере, пропорциональном фактически пройденному расстоянию.
Ст. 157 Кодекса торгового мореплавания конкретизирует применительно к договору морской перевозки груза правило, установленное ст. 416 ГК РФ: «обязательство прекращается невозможностью исполнения, если она вызвана обстоятельством, за которое ни одна из сторон не отвечает». КТМ РФ такими обстоятельствами признает следующие.
1) гибель или насильственный захват судна;
2) признание судна непригодным к плаванию;
3) гибель индивидуально определенного груза;
4) гибель груза, определенного родовыми признаками, после его сдачи при условии, если отправитель не успеет сдать другой груз для погрузки.
Последствия прекращения договора в связи с данными обстоятельствами аналогичны отказу от исполнения договора в соответствии со ст. 156 КТМ РФ.
ОАО «Саян» обратилось в Высший арбитражный суд с иском о рассмотрении разногласий, возникших с отделением железной дороги при заключении договора о порядке расчетов за перевозку грузов и дополнительно оказываемые железнодорожные услуги. В частности, одним из спорных явился п 2.2. договора. Отделение дороги настаивало на включении в этот пункт абзаца 2, в соответствии с которым оно имело бы право задерживать отправку и выдачу груза до акцепта акционерным обществом платежного требования за совершенную и неоплаченную предварительно грузовую операцию. ОАО «Саян» просило об исключении указанного абзаца. Дайте заключение по возникшему спору.
Решение:
Данная ситуация подлежит регулированию Уставом железнодорожного транспорта Российской Федерации, а именно, абзацем первым ст. 30 данного устава. Данный абзац гласит: «Плата за перевозку грузов, грузобагажа и иные причитающиеся перевозчику платежи вносятся грузоотправителем (отправителем) до момента приема грузов, грузобагажа для перевозки, если иное не предусмотрено настоящим Уставом или соглашением сторон. При несвоевременном внесении грузоотправителем (отправителем) указанной платы и иных причитающихся перевозчику платежей за предыдущую перевозку грузов, грузобагажа прием грузов, грузобагажа для перевозки и подача вагонов, контейнеров не проводятся, если иное не предусмотрено настоящим Уставом или соглашением сторон».
Исходя из этого следует, что требования отделения железной дороги, прописанные в п. 2.2. Договора, соответствуют требованиям законодательства и не могут быть отменены в судебном порядке. Следовательно, Высший арбитражный суд обязан оставить в Договоре вышеуказанный п. 2.2.
Совокупность преступлений
Совокупность преступлений, будучи юридическим понятием, представляет собой определенное социальное явление, которое, как правило, свидетельствует о наличии у виновного устойчивой антиобщественной ориентации, о его повышенной общественной опасности. Совершение нескольких преступлений, кроме того, пр ...
Установление происхождения детей
Основанием возникновения прав и обязанностей родителей и детей
является происхождение детей от конкретных родителей независимо от того, состоят родители в браке или нет, проживают они совместно или раздельно. Происхождение – это кровная (биологическая) связь ребенка и его родителей (определенных му ...
Виды юридической ответственности
С учетом отраслевого критерия и определения профилирующих отраслей права юридическую ответственность можно классифицировать на следующие виды: конституционная, уголовная, гражданско-правовая, административная, дисциплинарная, материальная. Раскроем каждый из вышеназванных видов. Уголовная ответстве ...
Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.