К правовым формам относят определенные законодательством формы деятельности государства, его органов и должностных лиц, направленные на реализацию функций государства. Без юридически определенных форм не могут быть достигнуты цели и задачи государственной деятельности. Обычно к таким формам относят следующие виды деятельности: правотворческую, исполнительно-распорядительную, правоприменительную и правоохранительную.
Правотворчество. Посредством правотворчества устанавливаются общие нормы права (правила), в соответствии с которыми государство осуществляет свое управляющее воздействие, реализует ту или иную функцию государства. Так, чтобы обеспечить свободу конкуренции на рынке товаров и услуг и борьбу с монополизмом, государство вынуждено четко обозначить комплекс государственно-правовых мер, направленных на ограничение недобросовестной конкуренции и пресечение монополистической деятельности на товарных рынках и рынках финансовых услуг. Такие меры находят отражение в законодательстве. В частности, этой цели служат федеральные законы: “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках” от 22 марта 1991 г. (с изменениями и дополнениями), “О защите конкуренции на рынке финансовых услуг” от 23 июня 1999 г. Они устанавливают, кого следует считать монополистом, какие меры можно применять к лицам и организациям, занимающим монопольное положение на рынке и др.
Исполнительно-распорядительная деятельность (государственное управление). Этот вид деятельности связан с организацией исполнения действующего законодательства. Так, очевидно, что само по себе антимонопольное законодательство не способно обеспечить достижение тех целей, для которых оно принято. Достижению этих целей служит создание Государственного комитета РФ по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур, имеющего свои территориальные управления.
Правоприменительная деятельность. Реализация любой функции сопряжена с тем, что государственный орган должен давать соответствующее разрешение гражданам, организациям. Такие действия предполагают правоприменительную деятельность государства и его разнообразных структур. Так, в приведенном выше примере в качестве правоприменителя выступает федеральный антимонопольный орган, который вправе давать финансовым организациям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушений антимонопольного законодательства, защите конкуренции; направлять в Правительство РФ, Банк России предложения об отмене принятых федеральными органами исполнительной власти нормативных и иных правовых актов или о приостановлении их действия, если таковые противоречат антимонопольному законодательству; вносить предложения о лишении финансовых организаций лицензий; устанавливать наличие доминирующего положения финансовых организаций на рынке финансовых услуг; издавать (в том числе Центральным Банком РФ, федеральными органами исполнительной власти) нормативные акты, рекомендации и указания по защите конкуренции на товарных рынках и рынке финансовых услуг.
Нарушение антимонопольного законодательства влечет применение соответствующих санкций. Их применение – сфера правоохранительной деятельности полномочных органов государства.
Наряду с правовыми формами реализация функций возможна и посредством неправовых форм (точнее сказать, юридически не оформленных). Властные структуры могут совершать только те действия, которые прямо предписаны им законом. Поэтому всякие действия, помимо указанных в законе, есть незаконная, правонарушающая деятельность государства. В то же время некоторые организационно-технические действия, очевидно, могут совершаться и помимо прямого указания в законе, если они не порождают правовых последствий. Это текущая оперативная работа, разработка и осуществление программ по развитию экономики и культуры, различные экстренные меры во время ликвидации последствий стихийных бедствий и др.
Выселение граждан, утративших
право пользования жилым помещением или нарушающих правила пользования им
В соответствии с ч.1 ст.35 ЖК РФ в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным Кодексом, другими федеральными законами, договором, или на основании решения суда данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить польз ...
Разработка регламента патентного поиска
Регламент — это план поиска. Он состоит из определения вида исследований, вида поиска, его глубины или ретроспективности (количества лет) и его широты: перечня стран, которыми ограничивают объем поиска. В регламент входит выбор источников информации, по которым будет вестись поиск аналогов объекта, ...
Особенности судопроизводства в Грузии
В систему общих судов первой инстанции входят городские суды, районные городские суды, областные суды. Судами второй инстанции являются Тбилисский и Кутаисский апелляционные суды, а также Верховные суды Абхазии и Аджарской Автономной Республики. Наивысшая судебная инстанция общих судов – Верховный ...
Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.