Юриспруденция » Парламентский контроль исполнительной власти в зарубежных странах » Формы парламентского контроля за правительством в зарубежных странах

Формы парламентского контроля за правительством в зарубежных странах

Страница 1

После созыва нового состава парламента на пленарном заседании парламента развёртывается дискуссия, в ходе которой депутаты дают оценку всей правительственной политике или отдельным её аспектам. Воздействия на правительство зависит от того, пользуется ли правительство поддержкой парламентского большинства или нет.

Институт депутатского запроса адресуется правительству или отдельным министрам. Порядок запросов урегулирован в регламентах правительства. Запросы имеют две формы: устный или письменный вопрос и интерпелляция. Действенной формой является интерпелляция. Интерпелляция это форма депутатского запроса, который адресуется либо правительству, либо министру по определённому вопросу, соответствующий министр обязан дать ответ и обосновать политическую линию правительства. Тем самым интерпелляция позволяет парламенту контролировать правительство. Интерпелляция используется в нижней палате. В регламентах детально регламентируют все стадии прохождения интерпелляции: порядок внесения; ознакомление депутатов с ней; передача правительству; установление сроков ответа на неё; ознакомление депутатов с ответом; проведение дискуссии по ответу и порядок постановки вопроса о доверии правительству или министру. В случаях, когда министр не может дать ответ на интерпелляцию – она может быть отклонена председателем правительства, а так же может быть выдвинуто требование о поддержке интерпелляции определённым числом депутатов. Интерпелляция может вызвать отставку правительства, если его деятельность в ходе обсуждения и последующего голосования будет признана неудовлетворительной.

Письменный и устный вопрос используется, скорее всего, как средство информации. Голосования и прения по ним не проводятся, но эта форма депутатского запроса так же позволяет держать под контролем исполнительную власть.

Парламентские комиссии так же осуществляют контроль за деятельностью парламента. Это вспомогательные органы, создаваемые парламентами. Важнейшую роль играют законодательные парламентные комиссии, на рассмотрение которых передается большая часть законопроектов, проектов резолюций и иных актов, принимаемых парламентами. В зависимости от срока полномочий, предметов ведения и объема компетенции законодательные парламентские комиссии подразделяются на постоянные (создаются на весь срок полномочий парламента), временные, специализированные. В большинстве государств (США, Франция, Италия, ФРГ, Финляндия и др.) парламенты образуют постоянные законодательные парламентские комиссии, причем, как правило, эти комиссии специализируются (экономические, финансовые, сельскохозяйственные, военные и т.д.). Временные комиссии (чаще всего неспециализированные) создаются для рассмотрения конкретного вопроса.

Палата общин Великобритании образует ряд постоянных парламентских комиссий неспециализированного характера. В США, Италии и ряде других государств практикуется создание парламентских комиссий, наделенных очень широкими полномочиями в отношении поступившего на их рассмотрение законопроекта. Парламентские комиссии формируются обычно в соответствии с регламентом путем выборов и сохраняют в своем составе соотношение партийных сил в парламенте. Получили так же распространение особые (расследовательские) парламентские комиссии, выполняющие специальные поручения палат или расследующие деятельность исполнительных органов государственный власти, общественных организаций, предприятий и т.д. В некоторых государствах для упрощения парламентской процедуры образуются комитеты всей палаты (например, Комитет путей и средств Палаты общин Великобритании), включающие всех депутатов палаты, но работающие под руководством председателя соответствующего комитета (а не председателя палаты).

Своеобразной формой осуществления парламентского контроля над деятельностью правительства и подчиненной ему администрации является институт омбудсменов. Омбудсмены назначаются на должность парламентами и являются их должностными лицами. Они наделяются парламентами достаточно широкими контрольными полномочиям. Например, парламентский комиссар по контролю над администрацией в Великобритании производит расследования по жалобам на дурное управление, которые избиратели направляют своим депутатам в Палате общин. Его полномочия распространяются на всю деятельность центральных департаментов, за исключением политических решений. Вне сферы его юрисдикции остаются внешняя политика и деятельность британских должностных лиц за пределами Соединенного Королевства. Он имеет доступ ко всем департаментским бумагам и о результатах своего расследования докладывает Палате общин. Для рассмотрения предложений парламентского комиссара обычно назначается расследовательский комитет. Результаты расследований, произведенных омбудсменами, обычно публикуются в печати. Парламенты в ряде случаев принимают законодательные меры для устранения обнаруженных злоупотреблений. Институт омбудсменов в известной мере дополняет традиционные формы парламентского контроля. Его достаточно высоко оценивают в зарубежной правовой литературе, однако выдвигаются и аргументы против этого метода контроля. После введения омбудсменов в некоторых штатах США высказывались опасения, что они фактически присваивают себе функции мэров, окружных атторнеев и других выборных должностных лиц.

Страницы: 1 2

Другое по теме:

Подведомственность и подсудность дел по защите трудовых прав
Критериями разграничения подведомственности являются: субъектный состав, характер материально-правового спора, указание в самом законе об отнесении дела к подведомственности судов общей юрисдикции или арбитражных судов и другие в зависимости от правовой ситуации. Согласно ст. 391 ТК РФ непосредстве ...

Противодействие злоупотреблению правом на примерах из судебной практики
Субъектами, управомоченными раскрывать содержание оценочного понятия и реализовывать его в каждом конкретном случае, являются судебные и государственные органы, участники правоотношения. Решение вопроса о применении оценочного понятия при установлении злоупотребления правами отличается от общего по ...

Национальные институты защиты прав человека в Казахстане
Комиссия по правам человека при Президенте Республики Казахстан - орган формирования государственной политики в области прав человека. 12 февраля 1994 года Указом Президента Республики Казахстан была создана Республиканская комиссия по правам человека - первая официальная правозащитная организация ...

Проблемы земельного права

Проблемы земельного права

Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.

Актуальное

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.lawereg.ru