Заключительной стадией законодательного процесса является обнародование принятого закона. Различается неофициальное и официальное обнародование закона. При неофициальном обнародовании сообщение об издании закона или изложение его содержания осуществляется издательствами, ведомственными органами, научными учреждениями, организациями. Неофициальное обнародование имеет только информационное значение и не порождает правовых последствий. В его процессе могут быть представлены не только вновь принятые законы, но и законы, утратившие силу, а также проекты законов.
Официальное обнародование закона необходимо для создания дубликатов официального текста принятого закона и определения вступления его в силу. Акт обнародуется от имени органа, издавшего и подписавшего его, чаще всего в виде опубликования, которое состоит в воспроизведении текста законодательного акта в специально предусмотренных для этого официальных изданиях.
Источниками официального опубликования федеральных законов и актов палат Федерального Собрания считается первая публикация их полного текста в "Российской газете" или в "Собрании законодательства Российской Федерации". Указы и распоряжения Президента, а также постановления и распоряжения Правительства - в "Собрании актов Президента и Правительства Российской Федерации".
При опубликовании закона указываются его название, даты принятия Государственной Думой и одобрения Советом Федерации, подписавшее должностное лицо (Президент РФ или исполняющий его обязанности), место и дата подписания, регистрационный номер.
В соответствии со п. 2 статьи 107 Конституции Российской Федерации Президент "в течение четырнадцати дней подписывает федеральный закон и обнародует его". Федеральные законы вступают в силу по истечении 10 дней со дня их официального опубликования, либо в иной срок, прямо установленный в самом законе.
В правовой теории утвердился взгляд на обнародование как на стадию, завершающую законодательный процесс. Вместе с тем он разделяется не всеми учеными. Некоторые авторы связывают обнародование с процедурой подписания закона главой государства, утверждая, что обнародование может выступать в качестве стадии законодательного процесса только в случае, если главе государства предоставлено право самому принимать решение относительно того, обнародовать либо не обнародовать санкционированный им закон. По мнению других авторов, обнародование не входит в число стадий официального прохождения законопроекта в законодательном органе. Образуя, как они утверждают, наряду с предварительной подготовкой законопроекта самостоятельную часть законодательной деятельности, не связанную с официальной деятельностью законодательного органа, обнародование представляет собой в этом качестве особую стадию законодательного процесса.
Существует точка зрения, сторонники которой полностью исключают обнародование из сферы законотворчества, считая его началом реализации принятого законодательного акта.
На мой взгляд, обнародование представляет собой самостоятельный этап юридической деятельности, отличный по своему характеру как от предшествовавших ему стадий законодательного процесса, так и от последующих стадий правоприменения. Обладая специфической целью, опубликование осуществляется в определенных временных границах. В правовом смысле оно имеет место лишь после принятия закона законодательным органом, его подписания компетентными должностными лицами и соответствующего оформления, т.е. тогда, когда процедура по созданию закона полностью завершена. Возможность исполнения такого закона наступает не ранее обусловленного срока его вступления в силу. Таким образом, не обнародование, а вступление закона в силу знаменует начало правоприменительной деятельности.
Итак, подводя итог третьей главе, можно сделать вывод о том, что принятие закона состоит из нескольких последовательно следующих одна за другой стадий, совокупность которых называется законодательным процессом. Закон считается принятым и вступившим в силу, если он внесен, рассмотрен, принят двумя палатами парламента, подписан и обнародован главой государства в соответствии с установленным Конституцией порядком.
Способы изложения норм права
Норма права и статья нормативного акта не тождественны, они могут как совпадать, так и не совпадать. Нормы права - это правило поведения, состоящая из гипотезы диспозиции и санкции, а статья законодательного акта - формы выражения государственной воли, средство воплощения нормы права. Нормы права, ...
Межевание ЗУ с использованием спутниковой
системы
Межевание земель представляет собой комплекс работ по установлению, восстановлению и закреплению на местности границ земельного участка, определению его местоположения и площади. Установление и закрепление границ на местности выполняют при получении гражданами и юридическими лицами новых земельных ...
Общая характеристика частного и публичного права
Разграничение права на частное и публичное определили еще в Римской Империи. Частное право относится к пользе отдельных лиц, а публичное право относится в частности к положению римского государства – таково мнение римского права. В дальнейшем критерии развития отнесения права к частному или публичн ...
Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.