Требования потребителя о соразмерном уменьшении покупной цены товара ненадлежащего качества, возмещении расходов на устранение недостатков товара потребителем или третьим лицом, а также о возмещении убытков, причиненных потребителю расторжением договора розничной купли-продажи (возвратом товара ненадлежащего качества изготовителю), подлежат удовлетворению продавцом (изготовителем) незамедлительно. Максимальный срок для удовлетворения требований потребителя не может превышать 7 дней со дня предъявления соответствующего требования, а при необходимости проведения экспертизы — 14 дней (п. 1 ст. 25 Закона «О защите прав потребителей»).
Статья 26 Закона «О защите прав потребителей» предусматривает ответственность продавца (изготовителя, поставщика, представителя, ремонтной организации) за просрочку выполнения требований потребителя в случае приобретения им товара ненадлежащего качества (сроки исполнения требований потребителя см. в Таблице 1). Так, За нарушение сроков, предусмотренных пунктом 1 и частью первой пункта 2 статьи 22, пунктом 1 и частью первой пункта 2 статьи 23, пунктом 5 статьи 24, статьей 25 Закона «О защите прав потребителей», а также за невыполнение (задержку выполнения) требования потребителя о предоставлении ему на период ремонта (замены) аналогичного товара продавец (изготовитель, поставщик, представитель, ремонтная организация), допустивший такие нарушения, уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку в размере 1 % цены товара.
Цена товара определяется исходя из цены товара аналогичной модели (марки, типа, артикула и др.), существующей на момент выплаты неустойки продавцом (изготовителем, поставщиком, представителем, ремонтной организацией) или на день вынесения судебного решения, если требование не было удовлетворено добровольно. Если на день реализации потребителю товара его цена была выше, чем цена аналогичного товара на момент выплаты неустойки или на день вынесения судебного решения, размер неустойки определяется исходя из цены товара на день его реализации потребителю [9].
Право на обращение за защитой своих прав в суд возникает у потребителя в случаях неполучения им в установленные законодательством сроки ответа на претензию либо несогласии с ответом продавца (изготовителя).
Законодателем созданы максимально удобные условия для обращения потребителей за судебной защитой. Согласно ст. 47 ГПК потребителям дается право по своему выбору предъявить исковое заявление в суд по месту:
жительства или нахождения истца (потребителя);
исполнения договора;
причинения вреда [2].
Исключением из указанного правила является установленная законодательством или договором для сторон по делу исключительная (ст. 48 ГПК) или договорная (ст. 49 ГПК) подсудность.
Отметим, что в соответствии с п.1 п.п. 1.1. ч. 1.1.8 ст. 257 НК Республики Беларусь освобождаются от государственной пошлины истцы по искам о нарушении их прав, предусмотренных законодательством о защите прав потребителей.
Потребитель при обращении за защитой нарушенных прав в судебные органы имеет право помимо требований, касающихся товара, заявить требования о взыскании неустойки и компенсации морального вреда.
В соответствии со ст. 314 ГК, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить размер неустойки [1].
В ст. 152 ГК под моральным вредом понимаются физические и нравственные страдания.
В п. 8 постановления Пленума Верхового Суда Республики Беларусь от 28 сентября 2000 года № 7 «О практике применения судами законодательства, регулирующего компенсацию морального вреда» разъясняется следующее:
физические страдания — это физическая боль, функциональное расстройство организма, изменения в эмоционально-волевой сфере, иные отклонения от обычного состояния здоровья, которые являются последствием действий (бездействия), посягающих на нематериальные блага или имущественные права гражданина;
нравственные страдания, как правило, выражаются в ощущениях страха, стыда, унижения, а равно в иных неблагоприятных для человека в психологическом аспекте переживаниях, связанных с утратой близких, потерей работы, раскрытием врачебной тайны, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, с ограничением или лишением каких-либо прав граждан и т.п. [14].
Проведение переговоров в Грузии
В каждой стране и у каждого народа существуют свои традиции и обычаи общения и деловой этики. И хотя в мире постепенно складывается определенный стандарт деловых контактов, существуют заметные различия в степени открытости, в степени самостоятельности представлении, мере их ответственности. Последн ...
Классификация и функции правосознания
Специфика правового сознания проявляется в ряде выполняемых им функций. Анализ источников, посвященных правосознанию, позволил выявить разнообразные функции, выделяемые исследователями в различные периоды. Синюкова Т.В. понимает под функцией правосознания направления воздействия этого явления на об ...
Виды судебного представительства
Судебное представительство классифицируется по различным основаниям. В зависимости от юридической значимости волеизъявления представляемого лица для возникновения судебного представительства можно различать представительно добровольное и представительство обязательное. Критерий разграничения – нали ...
Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.