1. Предлагается в качестве общего принципа закрепить выборность третейских судей. Назначение судей возможно лишь при отказе стороны от реализации своего права на выбор судьи;
2. Обязательное раскрытие информации о третейском судье для возможности заявления отвода. Отсутствие самоотвода при наличии к тому оснований признать грубейшим нарушением основных принципов третейского разбирательства, вплоть до дисквалификации третейского судьи. Последовательная реализация этих принципов позволит существенно осложнить работу карманных третейских судов.
Доказательства и доказывание
Предоставление третейским судам права истребования доказательств наравне с государственными судами (или закрепление функции государственного суда помощи в истребовании доказательства). В настоящее время третейские суды лишены такой возможности, что ограничивает права сторон на полное исследование доказательств, если они у этой стороны отсутствуют и не могут быть ей получены. Следует распространить на третейское разбирательство действие статей УК РФ о фальсификации доказательств сторонами, а также лжесвидетельствование свидетеля, эксперта.
Решение суда.
Важнейшим вопросом является вопрос о правовой силе решения третейского суда. В том числе о его доказательственной силе, влиянии на государственные органы и третьих лиц. Необходимо:
1. освободить стороны от повторного доказывания установленных третейским судом обстоятельств по спору как это делает законодатель в АПК РФ отношении обстоятельств, признанных сторонами (или же введение преюдициальности);
2. закрепить, что решение третейского суда вступает в законную силу в момент его принятия;
3. решение третейского суда, вынесенное в пределах компетенции, приводит к изменению гражданских правоотношений, признанию их наличия, действительности, является правоподтверждающим или правопреобразующим фактом, который должен учитываться всеми субъектами права. Последнее особенно актуально для решений о расторжении договора, признании недействительным и т. д.
Оспаривание и выдача исполнительного листа на решение третейского суда
Представляется излишним существование двух отдельных, но идентичных порядков: оспаривания и выдачи исполнительного листа. Гораздо целесообразнее объединить это в один раздел и объединить последствия.
1. Следует рассмотреть вопрос об изменении сущности этой процедуры и произвести переход вместо выдачи исполнительного листа на признание и исполнение решения. Это позволит решить проблему правовой силу решения, на которые не могут быть выданы исполнительные листы (или эта проблема может быть решена путем придания решению третейского суда большей силы, как указано в предыдущем разделе);
2. Возможно придание решению третейского суда силы исполнительного документа, при отсутствии его оспаривания;
3. Возможно, закрепить порядок выдачи исполнительного листа на решение постоянно действующего третейского суда компетентным судом в течение 3 дней, при отсутствии оспаривания решения, если компетентный суд не установит отсутствие арбитрабельности или нарушение публичного порядка. При наличии заявления об оспаривании дело рассматривается в течение 1 месяца.
4. Необходимо закрепить подсудность дел о выдаче исполнительного листа и оспаривании решения за судом, на территории которого создан третейский суд. Сегодня выдачу листа осуществляет суд ничего не знающий ни о существовании третейского суда, ни о его регламенте, ни о списке его судей.
Тем не менее, общемировая тенденция свидетельствует, что третейское разбирательство будет развиваться и, прежде всего, за счет третейских судов универсальной компетенции. Будет проходить их становление в крупных городах, не являющихся столицами субъектов федерации. Даже отсутствие реальной помощи со стороны государства не препятствует умеренному росту числа дел, рассмотренных третейскими судами. Это говорит о том, что резервы роста еще далеки от исчерпания. Фактически еще и не начиналась кампания по пропаганде третейского суда среди граждан. Она велась лишь фрагментарно, отдельными третейскими судами. Так что, у третейского разбирательства все еще впереди.
Из выше сказанного можно сделать вывод, что для развития третейского судопроизводства есть огромное количество направлений в которые можно развиваться. Конечно это зависит не только от законодателя и государства, также развитие диктуется общественными потребностями и желанием отдавать свои спорные вопросы на рассмотрение в третейский суд. Лишь обоюдное согласие сторон является одним из условий при котором спор может решаться в третейском суде, поэтому необходимо прийти к такому развитию доверия населения к третейским судам, которое обеспечит большую уверенность и надежность в его верном и правильном разрешении.
Понятие судебной власти, её назначение и свойства
Судебную власть часто называют «третьей властью», поскольку в конституционных текстах и доктрине при перечислении ветвей власти, составляющих систему разделения властей, она обычно следует за законодательной и исполнительной. Однако это ни в какой мере не умаляет ни ее значимости, ни строго очерчен ...
Оспоримая сделка
Согласно статье 166 ГК РФ «Оспоримые и ничтожные сделки»: 1. Сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом либо независимо от такого признания. 2. Требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено стороной сделки или ины ...
Основания прекращения трудового договора
Трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные ТК РФ, законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, с ...
Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.