Значение стадии формирования состава третейского суда определяется тем, что надлежащим образом сформированный состав третейского суда наделен компетенцией рассматривать спор, а также принимать решение о его разрешении.
В соответствии с действующим законодательством формирование состава третейского суда может производиться двумя способами:
– путем избрания третейского судьи или третейских судей;
– путем их назначения.
При этом на практике существует смешанный способ формирования состава третейского суда, когда, например, два третейский судьи избираются самими сторонами спорного правоотношения, а председательствующий состава третейского суда при определенных обстоятельствах назначается. Следует отметить, что формирование состава третейского суда с использованием механизма назначения третейского судьи / судей может применяться исключительно в рамках деятельности постоянно действующих третейских судов. Обусловлено это тем обстоятельством, что в указанных юрисдикционных органах имеется руководство (Председатель постоянно действующего третейского суда, руководитель организации-учредителя), которые при необходимости могут сформировать состав третейского суда, используя свое должностное положение. В третейском суде, образованном сторонами для решения конкретного спора, в силу отсутствия какой-либо организационно-правовой формы, подобная возможность исключается, следствие чего становится единственно возможным формирование состава третейского суда путем избрания третейских судей.
Механизм формирования состава третейского суда для рассмотрения и разрешения спорного правоотношения в постоянно действующем третейском суде определяется его Правилами (Регламентом). Это может быть и избрание сторонами спорного правоотношения всего состава третейского суда, и назначение всего состава третейского суда Председателем постоянно действующего третейского суда, и назначение только в случае затягивания либо невозможности сформирования сторонами самостоятельно состава третейского суда.
В третейском суде для разрешения конкретного спора в силу отмеченных выше причин формирование состава третейского суда осуществляется исключительно путем избрания третейских судей самими сторонами спорного правоотношения в порядке, согласованном ими же.
В случае если стороны спорного правоотношения, достигнув договоренности о передаче спора на разрешение третейского суда для разрешения конкретного спора, не договорились об ином, формирование состава третейского суда осуществляется следующим образом:
– в зависимости от того, присутствует или нет множественность лиц на той или иной стороне, выбирает равное количество третейских судей (при наиболее частом рассмотрении дел в составе трех третейских судей – по одному). Избранные сторонами третейские судьи избирают себе председательствующего, чем достигается нечетность их численного состава и возможность принятия решения большинством голосов;
– если одна из сторон спорного правоотношения в течение пятнадцати дней с момента получения предложения от другой стороны не избирает третейского судью, что делает невозможным сформировать состав третейского суда, то рассмотрение спора в третейском суде прекращается;
– аналогично развиваются события и в том случае, если избранные сторонами третейские судьи в случае коллегиального рассмотрения спора, в течение пятнадцати дней с момента их избрания не избрали себе председательствующего.
В статье 8 ФЗ «О третейских судьях», содержатся требования, предъявляемые к кандидатуре третейского судьи, При применении на практике закона следует иметь в виду то обстоятельство, что в ней законодательно зафиксирован исчерпывающий перечень требований к кандидатуре третейского судьи. Сторонами третейского разбирательства либо постоянно действующим третейским судом могут быть дополнительно введены, только требования, предъявляемые к квалификации третейского судьи.
В соответствии с законом третейским судьей избирается исключительно физическое лицо. Физическое лицо, избираемое или назначаемое третейским судьей, должно быть способно обеспечить беспристрастное разрешение спорного правоотношения. В ФЗ «О третейских судах» (п. 1 ст. 8) содержится важное требование о том, что физическое лицо, избираемое или назначаемое третейским судьей, должно дать согласие на исполнение подобных обязанностей. Как представляется, указанное согласие должно быть выражено в простой письменной форме в каждом конкретном случае при избрании (назначении) гражданина третейским судьей и приобщаться к материалам рассматриваемого дела. Можно допустить, что в постоянно действующем третейском суде при избрании (назначении) третейского судьи из рекомендательного списка третейских судей данного третейского суда дополнительного письменного согласия от претендента можно и не требовать, так как он в свое время давал согласие на включение в этот список.
Понятие
и значение прекращения уголовного дела
Прекращение уголовного дела представляет собой завершающий этап стадии предварительного расследования, представляющий собой «комплекс процессуальных действий, направленных на проверку всесторонности, полноты и объективности проведенного расследования и обеспечения прав и законных интересов участник ...
Федеральная служба финансово-бюджетного надзора как орган валютного
контроля
Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор) — федеральный орган исполнительной власти, находящийся в ведении Министерства финансов. Осуществляет функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, а также функции органа валютного контроля. Деятельность ФСФБН регламентирует ...
Понятие и содержание государственного регулирования
агропромышленного производства
Под государственным регулированием агропромышленного производства следует понимать влияние государства на производство, переработку и реализацию сельхоз. продукции, и помимо нее сырья и продовольствия. Агропромышленное производство включает в себя техническое обслуживание и материально-техническое ...
Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.