Наряду с двумя основными также имеют место быть религиозный, национальный и расовый подходы к сущности государства. В рамках указанных подходов в политике каждого конкретного государства будут доминировать соответственно религиозные, национальные, расовые интересы.
В рамках религиозного подхода государство рассматривается как организация политической власти, руководствующаяся в своей политике осуществлением интересов определенной религии. К таким государствам относятся, например, католический Ватикан, исламские – Пакистан, Иран, Ирак, Ливия, Судан, Саудовская Аравия и др.
В рамках национального (националистического) подхода государство можно определить как организацию политической власти, содействующую преимущественному осуществлению интересов титульной нации, ущемляя при этом интересы других наций, проживающих на территории данной страны. Примером здесь могут выступать современная Латвия, Эстония и др., которые, провозгласив себя демократическими правовыми государствами, в действительности – и это подтверждено международными организациями и комиссиями – проводят политику в интересах лишь коренных народов, ущемляя одновременно интересы других наций. Если говорить о Латвии и Эстонии, то здесь речь идет, прежде всего, об избирательных ограничениях, о закрытии русскоязычных школ, о правилах, касающихся обязательности знания языка коренной нации для занятия государственных должностей, для получения гражданства, продвижения по службе, назначения пенсий и т.п.
В рамках расового подхода государство можно определить как организацию политической власти, содействующую преимущественному осуществлению интересов определенной расы за счет ущемления интересов других рас, проживающих на территории данной страны. Примером здесь может выступать Южно-Африканская Республика в период режима апартеида, правящие реакционные круги которой проводили политику расовой дискриминации в отношении коренного африканского населения и в значительной степени против переселенцев из Индии. В частности, это проявлялось в лишении африканцев гражданских прав, помещении их в резервации или особые городские кварталы, ограничении их свободы передвижения и т.п.
С понятием и сущностью государства тесно связан также вопрос о социальном назначении государства. Сущность государства, как и сущность любого явления, всегда имеет внешнее выражение, т.е. каким-то образом проявляется вовне. Устройство государственной власти, ее внешнее оформление, система государственных органов, порядок их взаимодействия друг с другом не выражают сущности государства. Ведь государства могут иметь различное оформление государственной власти, различную систему органов и т.д. Сущность государства проявляется в его деятельности, в том, какую роль оно играет в общественной жизни, какие функции выполняет. Не случайно при определении сущности государства многие исследователи обращают внимание на тесную связь сущности и социального назначения государства, а также его функций. Социальное назначение государства показывает, что государство делает в обществе, определяет роль государства в обществе, определяет степень вмешательства государства в жизнь общества. Государство существует, чтобы обеспечивать нормальное функционирование общества.
В идеале назначение государства – служить человеку, создавать необходимые условия для того, чтобы он мог максимально развиваться и проявлять свои способности и дарования, поскольку человек – высшая из всех ценностей мира. В действительности же отношения между государством и человеком противоречивы, между ними на протяжении истории человечества создавались отношения отчуждения. Поэтому заставить государство служить человеку – не простая задача.
В разные исторические эпохи неоднократно предпринимались попытки определить социальное назначение государства. По мнению Платона и Аристотеля, социальным назначением любого государства является утверждение нравственности. Этот взгляд позднее нашел поддержку в мировоззренческих взглядах Гегеля (1770-1831). Сторонники договорной теории возникновения государства считали, что назначение государства состоит в необходимости добиться общего блага (Г. Гроций). Т. Гоббс полагал, что назначение государства – поддерживать общую безопасность, по утверждению Ж.Ж. Руссо – общую свободу. Ф. Лассаль (1824-1864) главную задачу государства видел в развитии и реализации свободы человека. Марксистская теория, напротив, исходила из того, что основное назначение государства – узаконивать угнетение одного класса другим, для чего и создавался аппарат принуждения и насилия. А первоосновой всего марксистами признавались интересы господствующего класса.
Банковский счет
Важной составной частью любой предпринимательской деятельности является проведение расчетов. Для этого юридические лица и граждане прежде всего открывают в банках различные счета для хранения своих денег и проведения расчетов, что регулируется гл. 45 ГК РФ "Банковский счет". В соответстви ...
Защита прав потребителей при продаже товаров и в сфере
обслуживания
Глава II Закона "О защите прав потребителей" рассматривает права потребителя при продаже ему товаров. В частности, ст. 18 Закона указывает на последствия продажи потребителю товара ненадлежащего качества. Однако в преамбуле к закону и тексте статьи не разъясняется, что подразумевается под ...
Основные виды закона
Будучи весьма схожими между собой по способу формирования, юридической силе, месту и роли в системе права, законы тем не менее значительно отличаются друг от друга. Они подразделяются на определенные виды. Существуют различные критерии классификации законов. Классификация законов основывается на ра ...
Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.