Причины, по которым малый и средний бизнес не получил достаточного развития в экономике России, понятны. Еще с советских времен особый акцент делался на крупные государственные предприятия, индустриальные гиганты, способные обеспечить продукцией всю страну. В 90-е годы появилось множество частных небольших компаний, но они были вынуждены существовать, мирясь с поборами со стороны криминальных структур и коррумпированных государственных служащих. В 2000-е годы проблемы с криминалом для большинства компаний ушли в прошлое, но административные барьеры остались. Все это не способствовало повышению эффективности малого и среднего бизнеса.
Кроме того, субъекты малого и среднего предпринимательства нуждаются в особой государственной поддержке, которой они не получали на протяжении практически всей новейшей российской истории. Ситуация стала меняться только в последние годы начала второго тысячелетия, однако на сегодняшний день сделано еще явно недостаточно. К ключевым факторам, обуславливающим низкую долю малого бизнеса в ВВП, следует отнести существование различного рода избыточных административных барьеров ведения предпринимательской деятельности и сложности с реализацией производимой продукции. Неблагоприятная инновационно-производственная структура малого и среднего предпринимательства является следствием недостаточной инвестиционной и инновационной активности небольших промышленных компаний. Помимо этого существует и ряд других проблем, однако перспективы развития малого и среднего предпринимательства в нашей стране все-таки можно признать обнадеживающими. И подтверждением этому является закрепление цели содействия развития малому и среднему бизнесу в качестве одной из целей в области обеспечения структурной диверсификации и инновационного развития как основного приоритета социальной и экономической политики на одном из этапов инновационного развития российской экономики (2008-2012 годы). О чем прямо указано в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 г. N 1662-р).
Меры институционального характера для содействия развитию малого и среднего предпринимательства включают:
- развитие инфраструктуры поддержки новых предприятий в рамках бизнес-инкубаторов, технопарков и промышленных парков;
- упрощение для малых предприятий доступа к покупке и аренде недвижимости;
- расширение системы микрокредитования;
- сокращение количества контрольных и надзорных мероприятий, проводимых в отношении малого бизнеса, а также снижение издержек бизнеса, связанных с этими мероприятиями;
- ужесточение санкций в отношении сотрудников контрольных и надзорных органов, допускающих нарушения порядка проведения проверок;
- признание недействительными результатов проверок в случае грубых нарушений при их проведении, значительное сокращение внепроцессуальных проверок со стороны правоохранительных органов.
Указанные меры, безусловно, дают надежду на будущее, дело за "малым", - за реализацией этих мер, причем не только со стороны федеральных органов государственной власти, но и региональных властей, а также органов местного самоуправления
Действовавший на протяжении более десяти лет Федеральный закон от 14.06.1995 г. N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" регулировал только сферу развития малого предпринимательства. Однако мировой, в том числе европейский опыт показал, что не менее важное значение для эффективного развития экономики имеет среднее предпринимательство. Все это определило необходимость принятия нового закона, который регулировал бы сферу развития не только малого, но и среднего предпринимательства. С учетом изложенного, предметом правового регулирования комментируемого Закона являются отношения, возникающие между юридическими лицами, физическими лицами, органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления по вопросам развития субъектов малого и среднего предпринимательства. Тем самым, впервые в российское законодательство было введено понятие "среднее предпринимательство".
Модели политики занятости
Всестороннее изучение и умелое применение опыта борьбы с безработицей в периоды экономического спада во многих развитых странах мира будет способствовать скорейшему формированию оптимального отечественного механизма государственного регулирования занятости населения Российской Федерации. Как и неко ...
Способы обеспечения исполнения обязательств, вытекающих из договора
поставки
Бурный процесс развития рынка торговых отношений сопряжен с множеством проблем, как старых, так и вновь образовавшихся. Но основной среди них остается - риск возникновения ситуаций, связанных с несвоевременным, не полным или ненадлежащим исполнением, либо вовсе не исполнением условий договора поста ...
Проблема получения льготы НДС в процессе применения договора поставки
Налоговые льготы по НДС установлены ст. 149 Налогового кодекса РФ. Перечень достаточно обширный. Но в большинстве своем затрагивает реализацию (а также передачу, выполнение, оказание для собственных нужд) товаров, выполнение работ и услуг на территории Российской Федерации социально обусловленного ...
Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.