Прежние обычаи, рассчитанные на полное равенство членов общества и на добровольное соблюдение содержащихся в них правил, в новых условиях оказались бессильными. Появилась жизненная необходимость в новых правилах — регуляторах общественных отношений, которые учитывали бы коренные изменения в обществе и обеспечивались не только силой общественного воздействия, но и государственным принуждением. Таким регулятором стало право.
Важнейшими признаками, свидетельствовавшими о его появлении, стали, по мнению исследователей, следующие: социальное и имущественное расслоение в обществе, появление классов-антагонистов — бедных и богатых, угнетенных и угнетателей; постепенное сосредоточение частной собственности и права на нее в одних руках и полное их отсутствие в других; появление наряду с имущественными семейно - брачных и иных правоотношений; придание действующим социальным нормам общеобязательного характера, обеспечиваемого принудительной силой со стороны возникающих государственных органов, и др.
Первоначально право складывалось как совокупность новых обычаев, к соблюдению которых обязывали зарождающиеся государственные органы, и прежде всего суды. Позднее правовые нормы (правила поведения) устанавливались актами князей, королей и просто наделенных такими полномочиями чиновников.
Разумеется, богатеющая родовая знать, правящая верхушка всегда стремилась закрепить в этих актах и обычаях прежде всего свои собственные имущественные и иные интересы, усилить с помощью зарождающегося права свою власть. Ей это в значительной степени всегда удавалось, о чем можно судить по характеру и содержанию дошедших до нас правовых и литературных памятников той эпохи, и в особенности Древней Греции, Древнего Рима, Древнего Египта, Вавилона.
Так, в хорошо известных каждому образованному правоведу «Институциях» римского юриста II в. н.э. Гая прямо закреплялось имущественное и социальное неравенство людей словами: «Главное разделение лиц состоит в том, что все люди — или свободные, или рабы». Далее уточнялось: «Из свободных людей одни — свободорожденные, другие вольноотпущенные. Свободорожденные суть те, которые родились свободными, вольноотпущенные — это те, которые отпущены на волю из законного рабства».
В этих же «Институциях», имевших юридическую силу и выступавших одновременно в качестве учебника по римскому праву, закреплялась власть правящих кругов, одной части общества над другою, одних членов семьи над другими.
Итак, говорится в данном акте, «под властью господ состоят рабы; эта власть над рабами — есть институт общенародного права; ибо у всех вообще народов мы можем заметить, что господа имеют над рабами право жизни и смерти и что все, что приобретается рабом, приобретается господину».
Далее в «Институциях» Гая закрепляется деление в праве лиц на «самовластных», т.е. обладающих широкой властью по отношению к другим лицам, и подвластных. «Из подвластных одни находятся под властью отца, другие — под властью мужа, третьи — в неограниченной власти (mancipio) от другого».
Аналогичное закрепление в праве экономического и социального неравенства, наличие права собственности у одних и отсутствие его у других, официальное закрепление власти господствующих слоев и классов имеет место не только у римского народа, но и у других народов. В этом заключается одна из важнейших отличительных особенностей права и правовых обычаев от прежних регулировавших общественные отношения в условиях первобытного строя неправовых обычаев.
Подводя итог нашему исследованию, мы можем сделать следующие выводы:
Тема происхождения государства остается дискуссионной и по сей день. О причинах возникновения государства говорится в различных теориях: теологической (божественная сила), договорной (сила разума, сознания), психологической (факторы психики человека), органической (биологические факторы), материалистической (социально-экономические факторы) и т.д.
Нормативно-правовые основы управления заказом для
государственных и муниципальных нужд
Система государственных и муниципальных закупок зарекомендовала себя как инструмент, позволяющий обеспечивать выполнение органами государственной власти и местного самоуправления своих функций во взаимодействии с предпринимательством. Рынок государственных и муниципальных закупок постоянно развивае ...
Хроника снижения
В течение 2002–2006 годов в избирательном законодательстве были проведены радикальные изменения, которые, по сути, превратили его из законодательства о гарантиях избирательных прав граждан в законодательство о гарантиях недобросовестной политической конкуренции, и могут быть охарактеризованы как «и ...
Основные проблемы в развитии паралимпийского
спорта
Существующая нормативная правовая база не решает в должной мере проблемы паралимпийского спорта. Спортивные традиции, экономический, научный и кадровый потенциал используются в этих целях недостаточно. Основными причинами сдерживающими развитие паралимпийского спорта среди инвалидов являются: малоч ...
Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.