С момента своего водворения Советская власть объявила себя властью рабочих и крестьян и декретами «О правилах приема в высшие учебные заведения», «О некоторых изменениях в составе и устройстве государственных ученых и высших учебных заведений» отменила в 1918 г. сложившиеся в подготовке юридических кадров порядки. Вместо юридических факультетов в вузах старых и новых (такие были открыты в Нижнем Новгороде, Воронеже, Днепропетровске, Иркутске, Екатеринбурге и других городах) создавались факультеты общественных наук и подготовительные рабочие факультеты, ученые степени и ученые звания отменялись. Обязательным условием обучения на этих факультетах стало не предшествовавшее образование, как было раньше, а направление от партийных или советских органов. Сроки обучения снижались до трех лет, вводились практика, семинарские занятия, вечерняя и заочная формы подготовки. Для формирования новых преподавательских кадров в Москве и Петрограде были открыты Институты красной профессуры.
Начиная с 1925 г. из факультетов общественных наук стали выделять факультеты советского права, а в 1931 г. на базе таких факультетов в Москве, Ленинграде, Саратове, Свердловске, Казани, Минске были образованы Юридические институты. В Москве появился еще и Центральный заочный институт (с 1937 г. – Всесоюзный юридический заочный институт с филиалами в двух десятках городов, в том числе в Хабаровске). В этих институтах вводилось четырехлетнее обучение, были учреждены ученые степени кандидата и доктора юридических наук, ученые звания доцента и профессора по определенной кафедре. До наших дней уцелели Саратовский и Екатеринбургский институты (теперь – академии), на базе Хабаровского филиала ВЮЗИ тоже создана правовая академия. В 1942 г. в университетах были восстановлены юридические факультеты с пятилетним сроком обучения по единому учебному плану. Сохранялись особые условия приема на такие факультеты, т.е. для поступающих был обязателен трехлетний трудовой стаж (к нему приравнивалась служба в армии), рекомендации партийных, комсомольских или советских органов.
Дефицит юридических кадров не заботил советскую власть, как, впрочем, не смущало это нашу власть никогда. В советских вузах готовилось лишь до 70% нужных государству специалистов по праву. Даже в «развитом социалистическом обществе» в начале 80-х гг. из каждой 1000 человек юридического персонала высшее юридическое образование имел только 771. Численность обучающихся на юридических факультетах партийными властями тщательно регулировалась. В 20-е гг. ежегодно из учебных заведений выпускалось по 500 правоведов, в 30-е гг. – лишь по 300, а начиная с 50-х гг. – снова по 500 человек. Стоит напомнить, что речь идет о стране с более чем 200-миллионным населением и только плановых показателях, и если население у нас до XXI в. неизменно из года в год росло, то планы с такой же неизменностью не выполнялись. В начале 60-х гг. советская система подготовки юристов в вузах обрела стабильную форму, т.е. для того чтобы заменить прежнюю, создававшуюся с огромным трудом почти двести лет, хватило всего сорока. Обучение велось по специальности «правоведение» в течение 5 лет на дневном и 6 лет на заочном отделениях по единому учебному плану, предусматривавшему четыре специализации: государственно-правовую, уголовно-правовую, гражданско-правовую, международно-правовую. К концу 80-х гг. юристов готовили в 48 университетах и 5 юридических институтах, а также в сети учебных заведений Министерства внутренних дел (высших школах милиции). Численность студентов приближалась к 100 тысячам, при населении страны в 260 млн чел.
О требованиях, которые предъявлялись к советским юристам, можно судить по Квалификационной характеристике по специальности 1801-правоведение, утвержденной Минвузом СССР после согласования с министерствами и ведомствами, для которых велась подготовка специалистов в конце 80-х гг. В этом документе, обязательном для всех вузов, в частности говорилось: «В соответствии с требованиями теории и практики коммунистического строительства советский специалист должен иметь высокий уровень профессиональной подготовки, обладать хорошим знанием основ марксистско-ленинского учения, широкой эрудицией и культурой, ясно видеть политические цели партии и страны, быть убежденным патриотом и интернационалистом, достойным представителем общенародной социалистической интеллигенции. Советский специалист обязан активно проводить в жизнь политику КПСС, обладать высокими гражданскими и нравственными качествами, ответственно относиться к порученному делу, стоять на страже общенародных интересов, быть готовым к защите социалистической Родины.» Учебный план включал цикл дисциплин марксистско-ленинской подготовки на всех пяти курсах обучения с итоговой государственной аттестацией, а также циклы общепрофессиональных и специальных дисциплин. Характерной чертой всех учебных дисциплин было указание на их социалистическое содержание, неизмеримо превосходившее любые буржуазные аналоги. Кроме таких собственно отечественных предметов как советское строительство (не в архитектурном, а в административном смысле), колхозно-кооперативное право, правовые основы социалистического самоуправления трудовых коллективов и т.п., изучались – советское гражданское право, советское трудовое право, советское уголовное право, советский гражданский процесс, советский уголовный процесс и т.п., а также государственное право зарубежных социалистических стран, буржуазных стран и развивающихся стран (бывших колоний), хозяйственное право стран-членов Совета Экономической Взаимопомощи (в него входили просоветские государства Европы, Азии, Америки) и пр.
Согласие на заключение брака
Условия заключения брака – это обстоятельства, необходимые для государственной регистрации заключения брака и для признания брака действительным, имеющим правовую силу. Условия заключения брака определены в ст. 17 Кодекса о браке и семье Республики Беларусь. Условия заключения брака – это юридическ ...
Юридическая конструкция как средство юридической техники
Юридическая техника – это совокупность правил, средств и приемов разработки, оформления и систематизации нормативных актов в целях их ясности, понятности и эффективности. В зависимости от видов юридической деятельности различают законодательную (законотворческую, правотворческую, нормотворческую) т ...
Уголовное законодательство периода перестройки и постсоветского периода
Начавшаяся в 1985 г. глубокая экономическая, государственная и правовая перестройка советского общества, провозглашение Конституцией России решимости создать демократическое правовое государство поставили на повестку дня вопрос о принятии новых Основ уголовного законодательства Союза ССР и республи ...
Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.